THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

Европротокол в РФ действует уже несколько лет. Оформить его можно в любом субъекте страны. Европейский протокол предполагает составление бумаг, касающихся ДТП, без участия инспектора ГИБДД. Водители в этом случае самостоятельно фиксируют факт происшествия. Благодаря этому экономится масса времени. Кроме того, оформив документы, водители достаточно быстро освобождают проезжую часть и не создают препятствий для движения других транспортных средств. Законодательством, как и в других "аварийных" случаях, предусматривается . Рассмотрим далее, как оформлять документы, чтобы получить возмещение ущерба.

Когда используется процедура

Самостоятельно зафиксировать факт ДТП можно в установленных законом случаях. При этом в нормах предусмотрены запреты на использование европротокола. Не допускается использование этого метода оформления бумаг, если:

  1. При ДТП есть пострадавшие. Потерпевшими могут являться как пассажиры и водители, так и пешеходы. При этом степень тяжести повреждений не имеет значения.
  2. Столкнулось больше двух автомобилей.
  3. Причинен ущерб другому имуществу (например, столбу, дереву, зданию).
  4. Транспортные средства не застрахованы по ОСАГО или "Зеленой карте".
  5. Есть разногласия между участниками происшествия. Например, водители могут спорить о виновности, характере повреждения и пр.

Во всех указанных случаях необходимо вызвать инспектора.

Действия на дороге

В соответствии с положениями ПДД, водитель должен незамедлительно остановить транспортное средство (если этого не случилось раньше). При наличии пострадавших в аварии или погибших необходимо сразу вызвать экстренные службы. После выставления знаков аварийной остановки можно приступать к оформлению извещения. При его отсутствии выплата ОСАГО по европротоколу не будет осуществлена. Специалисты не рекомендуют вступать в спор с остальными участниками происшествия. Общаться с другими людьми необходимо вежливо. Если же оппоненты проявляют агрессию или создают угрозу, в том числе для окружающих, необходимо вызвать инспектора.

Какие выплаты по европротоколу предусмотрены

До недавнего времени водитель мог получить не больше 25 тыс. руб. Впоследствии была повышена. Она стала составлять 50 тыс. руб. При этом для ее получения необходимо выполнить одно условие - страховка должна быть оформлена после 2 августа 2014 г. Относительно недавно был принят новый нормативный акт, которым внесены изменения в установленные ранее правила. Существовавшие были дополнены. Теперь водитель может получить 400 тыс. руб.

Европротокол: сумма выплат 2016 г.

Получить 400 тыс. руб. можно было при соблюдении ряда обязательных условий. Непосредственное оформление бумаг осуществляется по общим правилам. Но будет осуществлена только при наличии в обоих транспортных средствах, участвовавших в происшествии, систем автоматической фиксации места и факта аварии, работающих на современной спутниковой связи. Список допустимых моделей приводится в регламентах и прочей нормативной документации. Такое требование связано с тем, что файл, полученный при обычной видеосъемке, может быть откорректирован с помощью существующих сегодня компьютерных программ в пользу какого-либо участника происшествия. Соответственно, достоверность таких доказательств ставится под сомнение. Вместе с тем подделать данные, полученные с помощью спутниковой системы, практически невозможно. Это сводит количество случаев мошенничества почти к нулю. Данное требование действовало в течение всего 2016 г. На 2017 г. каких-либо изменений не анонсировалось.

Нюансы

Исходя из сказанного выше, для лиц, которые используют европротокол, размер выплаты при отсутствии спутниковой системы фиксации информации составит не больше 50 тыс. руб. Следует отметить еще один важный момент. Максимальная выплата по европротоколу может быть получена, если авария произошла в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и его окрестностях. В других регионах действует общее правило, по которому граждане могут рассчитывать не больше чем на 50 тыс. руб. Кроме этого, для получения 400 тыс. руб. необходимо, чтобы страховка была оформлена после 1 октября 2014 г.

Оформление: общие правила

Выплата по европротоколу назначается при соблюдении указанных выше условий, а также при правильном заполнении бланков. В первую очередь, следует проверить, является ли бумага пригодной к оформлению. Бланк должен иметь лицевую и оборотную стороны. При заполнении используется обычная ручка (не гелевая и не чернильная). Не допускается запись карандашом. Согласно действующим правилам, оформляется один экземпляр извещения. Не имеет значения, бланк какого именно водителя будет оформляться. Участникам следует выбрать свою колонку в извещении и внести в нее необходимые сведения.

Заполнение полей

На лицевой части формы есть отдельные графы. В них заносится вся информация о ДТП. В частности, указывается место, время, обстоятельства, дата, имеющиеся повреждения и пр. С особым вниманием следует отнестись к заполнению п. 14. В нем детально отражаются наличие и характер повреждений в транспортном средстве, возникших в связи с аварией. Описание должно быть подробным и при этом лаконичным. Кроме того, стоит внимательно проверить, не добавил ли второй водитель к информации сведения, не относящиеся к ДТП. В описании можно использовать распространенные термины: вмятина, царапина, трещина и пр. При наличии скрытых повреждений их описание осуществляется при экспертном осмотре. В п. 16 указываются обстоятельства аварии. Описывать их необходимо правдиво, четко, по возможности кратко. В этом пункте должны быть отражены ключевые аспекты ДТП.

Важный момент

В 16 пункте, кроме прочего, описываются маневры транспортного средства. При изложении этой информации следует учесть, что:

  1. Не является остановкой стоянка ТС. Не понимая этой разницы, граждане допускают ошибки при оформлении бланка. Некоторые водители, в автомобили которых врезались во время остановки на красный сигнал светофора, указывают, что находились "на стоянке". Это неверная формулировка. Здесь необходимо более точное описание - "остановка на запрещающий сигнал светофора" (позиция 22).
  2. При обгоне одного автомобиля другим либо при перестроении из одной полосы в другую нужно указать "обгонял" или "менял полосу".

Схема происшествия

Она содержится в 17 пункте бланка. Схема включает в себя разметку проезжей части. При этом отображаются улицы и наименования дорог, конечное положение машин, направления движения. Указываются также позиции светофоров, знаков, прочих предметов, которые имеют непосредственное отношение к аварии.

Дополнительно

Если в пункте, описывающем обстоятельства происшествия, какая-то информация не была указана, дополнить сведения можно в поле "Замечания". Здесь можно дать пояснения. Участники происшествия подтверждают достоверность данных, приведенных в извещении, своими подписями. Соответственно, водители выражают согласие с тем, что указано в бланке. После окончания оформления лицевой стороны, отделяются и подписываются части каждого водителя. При этом роспись ставится и на своем, и на чужом экземпляре.

Оборотная сторона

Здесь отражается любая дополнительная информация о событии. На оборотной стороне допускается делать приписки и заметки. Если места на бланке оказалось недостаточно, можно указать информацию на чистом листе бумаги и приложить его к извещению. В основном бланке необходимо поставить соответствующую отметку. Приложение также заверяется подписями обоих водителей.

Важные моменты

Следует отметить еще несколько правил. Выплата по европротоколу назначается при наличии полной и достоверной информации о происшествии. Это означает, что, если в бланке отсутствуют какие-либо данные, то компания, ответственная за может самостоятельно их собрать. В результате, компания вообще может не принять европротокол. Сроки выплаты также зависят от полноты и достоверности информации. Поэтому водителям необходимо со всей ответственностью отнестись к процедуре оформления.

Следующий этап

Оформленный бланк предоставляется в страховую компанию. Это можно сделать по почте либо лично. Специалисты рекомендуют предоставить документацию как можно быстрее. Нормами установлены некоторые ограничения на дальнейшие действия водителей. В частности, не допускается осуществлять ремонтные мероприятия в течение первых 15 суток поле происшествия. Этот период устанавливается для проверки компанией, ответственной за возмещение ущерба, повреждений, полученных ТС. В некоторых случаях может потребоваться визуальный осмотр. Его выполняют в первые пять дней после получения водителем соответствующего запроса. Если виновный в аварии допустит какие-либо нарушения, к нему могут применяться санкции по КоАП. Ответственность участников происшествия устанавливается по информации, приведенной на лицевой стороне формы.

Негласные правила

По установившейся практике, основной лист формы передается потерпевшему, а самокопир - виновному в аварии. В нормах этот порядок не зафиксирован, и, в принципе, значения не имеет, кто какой лист получит. Негласное правило обуславливается тем, что оригинал проще сканировать и отправлять компании, ответственной за компенсацию убытков. В результате может быть рассчитана быстрее.

Оспаривание извещения

Бывают случаи, когда водитель неправильно оценил ситуацию и признал вину за аварию. Спустя время, посоветовавшись с юристом, он пришел к выводу о необходимости отмены процедуры. Как быть в ситуации, когда извещение уже оформлено и отправлено компании, ответственной за возмещение? Как отмечают эксперты, в России в целом осуществляется достаточно редко. Поэтому особой практики по процедуре еще не сложилось. В любом случае специалисты рекомендуют обратиться в страховую компанию с этим вопросом. Из-за недостаточной распространенности таких ситуаций случаи оспаривания рассматриваются индивидуально с учетом всех обстоятельств и новых сведений. Для перестраховки эксперты рекомендуют заручиться поддержкой юриста.

Заключение

Выплата по европротоколу, несмотря на относительно давнее ее введение в нормативную базу, еще не имеет четкого механизма реализации и оспаривания. Общие правила, несомненно, выполняются. И, как показывает практика, водители получают положенные им деньги без каких-либо проблем, если ситуация ничем не осложняется. Стоит отметить, что корректировки в заполненный бланк извещения вносить не допускается. Стороны аварии оборотную часть формы заполняют самостоятельно. Разрешается сделать это в домашней обстановке, чтобы не создавать препятствия для других автомобилей на дороге. Извещение считается оформленным, когда информация присутствует во всех необходимых графах, а экземпляры получил каждый участник происшествия. В некоторых случаях, сведения, которые описаны на обратной стороне, не принимаются специалистами во внимание. Однако это не значит, что их не нужно вносить. Не стоит забывать, что отсутствие информации в обязательных графах выступает как основание для отказа в возмещении ущерба. Бланки извещений, не подписанные участниками ДТП, считаются недействительными.

1. Что такое европротокол?

Вопреки некоторым мнениям, европротокол – это не какой-то особенный бланк, а сам процесс самостоятельного оформления ДТП его участниками без вызова аварийных комиссаров и сотрудников ГИБДД. Приставка «евро» говорит о том, что эта практика была применена в России по примеру других – в частности, европейских – стран, где широко практикуется такой способ оформления ДТП. При оформлении ДТП по европротоколу используется тот же стандартный бланк извещения о ДТП, который выдается вам страховой компанией при оформлении договора ОСАГО.

2. В каком случае можно оформить ДТП по европротоколу?

По этой упрощенной схеме можно оформить не каждое ДТП. Для того, чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, должны быть соблюдены следующие условия:

  • в ДТП участвовали не более 2 автомобилей;
  • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу, помимо участвовавших в нем автомобилей;
  • в ДТП нет погибших и пострадавших – водителей, пассажиров или пешеходов;
  • оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО и допущены в нем к управлению автомобилем, попавшим в ДТП, либо один или оба участника ДТП имеют автомобиль с зарубежной регистрацией, но застрахованный по системе «Зеленая карта»;
  • у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также нанесенных автомобилям повреждений.

Как видно из вышеприведенного списка, условия оформления европротокола вполне просты, но важнейшим обстоятельством является то, что должны соблюдаться все эти условия без исключения. То есть, если при ДТП были повреждены 3 и более автомобилей или один из двух участников ДТП повредил, к примеру, светофор, дорожный знак или чей-то торговый киоск, европротоколом воспользоваться не получится – придется вызывать полицию. То же самое ждет водителей, не согласных в оценке причин и обстоятельств ДТП – если никто не хочет признавать свою вину, или имеются разногласия в масштабе нанесенных повреждений, принимать решение будут сотрудники ГИБДД и страховая компания. Если второй участник ДТП, в которое вы попали, агрессивен, пьян или находится под действием наркотических веществ, ни о каком европротоколе тоже не может быть и речи – вызывайте полицию.

3. Какова максимальная сумма страховой выплаты по европротоколу?

Для договоров ОСАГО, заключенных после 2 августа 2014 года, сумма максимальной страховой выплаты по европротоколу составляет 50 тысяч рублей . Это ограничение является еще одним косвенным условием возможности оформить ДТП по упрощенной схеме: если хоть один из участников ДТП считает, что нанесенный ущерб превышает 50 000 рублей, придется вызывать сотрудников ГИБДД, поскольку при использовании европротокола больше этой суммы получить не выйдет.

Однако есть и еще один вариант: для договоров ОСАГО, заключенных после 1 октября 2014 года, действует так называемый «безлимитный европротокол», сумма выплат по которому составляет 400 тысяч рублей. Но для того, чтобы им воспользоваться, обязательно должен быть соблюден ряд дополнительных условий: ДТП должно произойти на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области, факт ДТП и местоположение автомобилей после него должны быть зафиксированы с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС, а сами автомобили и полученные ими повреждения – с помощью средств фото- или видеосъемки. При этом ограничение по территории не распространяется на место оформления полиса: если они были оформлены, к примеру, в Самаре и Владивостоке, а ДТП произошло в Москве, безлимитный европротокол будет актуален при соблюдении всех прочих условий.

4. Каков порядок действий при оформлении ДТП по европротоколу?

Общий порядок действий при оформлении ДТП по европротоколу таков:

  • сразу после ДТП нужно остановиться и выставить знак аварийной остановки, сохранив все следы и детали ДТП;
  • совместно со вторым участником ДТП прийти к согласию касательно его виновника, обстоятельств и нанесенных повреждений, учитывая размер максимальной выплаты по европротоколу;
  • совместно со вторым участником ДТП заполнить один бланк извещения о ДТП, в котором будут четко указаны персональные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, его виновник, а также нанесенные автомобилям повреждения;
  • по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП: сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения; кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы.

Если авария произошла в одном из регионов, на которые распространяется действие безлимитного европротокола, и вы собираетесь им воспользоваться, то порядок действий при ДТП будет тем же, что указан выше, с двумя дополнениями:

  • фото- или видеоматериалы, фиксирующие обстоятельства ДТП и нанесенный ущерб, становятся не желательными, а обязательными – их необходимо будет предоставить в страховую компанию для подтверждения факта и обстоятельств ДТП;
  • ДТП должно быть обязательно зафиксировано с применением спутниковых систем ГЛОНАСС, установленных в автомобилях, участвующих в происшествии.

Обратите внимание: извещение о ДТП должно быть заполнено правильно, не содержать противоречивых показаний и подписано обоими участниками ДТП, а также быть легко читаемым и не поврежденным. Не стоит оставлять в нем пустые графы и строки – в них нужно ставить прочерки или «зачеркнуть» их крест-накрест или буквой Z .

Закончив оформление ДТП, оба участника могут покинуть место происшествия.

5. Что делать после оформления ДТП?

После оформления ДТП необходимо в течение 5 рабочих дней обратиться в страховую компанию. Если вы потерпевший, то вам нужно написать требование о страховой выплате и приложить к нему оригинал извещения о ДТП, который вы заполнили совместно со вторым участником аварии. Если же вы виновник, то вам необходимо в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию о наступлении страхового случая, отправив им оригинал заполненного извещения о ДТП.

Важно: перед тем, как передать оригинал заполненного извещения о ДТП в страховую компанию, сделайте его копию для предъявления сотрудникам ГИБДД, которые могут остановить вас для проверки факта оформления ДТП.

Закончив документальное оформление ДТП, можно ожидать возмещения причиненного ущерба. Обратите внимание: виновнику нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 дней с момента ДТП, иначе страховая компания может предъявить вам регрессное требование после осуществления выплаты потерпевшему. Если же вам необходимо приступить к восстановлению до истечения этого срока, предъявите автомобиль на осмотр страховой компании и получите письменное разрешение на ремонт.

В дополнение

В связи с новым порядком возмещения ущерба, предусматривающем приоритет натурального возмещения перед денежными выплатами потерпевшим в ДТП, мы уточнили, оказало ли это какое-то влияние на порядок и последствия оформления европротокола. Кроме того, мы попросили эксперта прояснить, возможно ли оформить по европротоколу ДТП, участники которого согласны на признание обоюдной вины, и как будет происходить возмещение в этом случае. На наши вопросы ответил Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» .

1) Возможно ли оформление европротокола в случае, если оба участника ДТП признают свою обоюдную вину, и если да, то как будет рассчитываться размер страховой выплаты? Или же для оформления европротокола обязательно необходимо, чтобы один из участников ДТП признал свою вину, а второй выступил потерпевшим?

Согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;
  • б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Согласно п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО, в случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

Таким образом, если оба участника ДТП признают свою вину и между ними отсутствуют разногласия, то выплата производится с учетом обоюдной вины в размере 50% от величины ущерба, но не более лимита ответственности по «европротоколу».

2) В связи с новым порядком возмещения ущерба, причиненного в ДТП, предусматривающем приоритетность натурального возмещения над денежной выплатой, каков порядок действий участников ДТП при оформлении его по европротоколу и после оформления?

Способ оформления ДТП (с участием сотрудников полиции или без них) не влияет на форму возмещения вреда. Единственное различие – это лимит ответственности в направлении на ремонт, который по «европротоколу» может составлять 50 000 руб.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама