THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В расчетах полиса обязательного страхования используется коэффициент, существенно влияющий на размер скидки при определении конечных затрат на автомобилиста. КБМ ОСАГО – это так называемый коэффициент безаварийности, определяющий риск наступления страхового случая по каждому конкретному водителю. Год, проведенный за рулем без единой выплаты по страховке, позволяет повысить уровень скидки на следующий год.

Значение коэффициента КБМ

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент «бонус-малус» и определяется на основании статистики за прошедший год. Значение КБМ рассчитывается в зависимости от класса водителя, его опытности и аккуратности вождения.

Без определения класса узнать точно КБМ и проверить его на соответствие будет невозможно. Водитель, знающий, как определяется КБМ по классу вождения, может контролировать присваиваемые значения. Ввиду частых претензий относительно неверно назначенной скидки, регулярная проверка показателя позволит избежать неприятных разбирательств со страховщиком, когда придет пора покупки нового полиса.

Если автомобилист только сел за руль и не имеет никакой истории вождения, согласно действующему регламенту, присваивается третий класс вождения с КБМ 1,0.

В зависимости от дальнейшего поведения водителя на дороге, класс может быть повышен или понижен, что повлияет на размер дальнейшей скидки.

  1. Каждый год без ДТП при отсутствии выплат по ОСАГО повышает класс вождения, соответственно скидка уменьшается.
  2. При попадании в ДТП у водителя-виновника аварии понижается класс, а сумма страховки следующего года становится выше.

Как рассчитывается

Общий алгоритм расчета выглядит следующим образом: каждый год без аварий для водителя означает рост скидки на 5%. В результате десятилетнее вождение без страховых возмещений даст водителю 50-процентную скидку на покупку полиса. Сокращение расходов по ОСАГО вполовину – максимально возможная экономия, на которую может повлиять показатель «бонус-малус».

На определение КБМ оказывает влияние не только наличие или отсутствие возмещений при ДТП, но и их количество. Когда начинающий автомобилист получает 3-й класс, спустя год безаварийных поездок его класс повысится до 4-го и так далее. Максимальный класс вождения, который может быть присвоен автомобилисту – 13-й, при котором КБМ составит 0,5 или 50-процентная скидка.

Если в течение года автомобилист неоднократно становился виновником ДТП, скидка аннулируется, а вместо нее включается повышающий коэффициент. Согласно утвержденной законом таблице соответствия расчетов КБМ и класса вождения, максимально стоимость полиса увеличивается на 145% от исходного значения.

Примерный расчет по соответствию КБМ и класса водителя выглядит следующим образом:

Особенности расчета

Определение конечной стоимости страховки требует учета некоторых нюансов:

  1. Если заключается договор по страховке прицепа, показатель «бонус-малус» равен не менее 1,00.
  2. При эксплуатации автомобиля с транзитными номерами (для оформления страхования на период пути к региону, в котором будет производиться регистрация авто), либо при оформлении полиса для перемещений по стране на временной основе, КБМ равен единице.
  3. При расчете полиса, в список допуска которого включено несколько лиц, значение КБМ определяется по автомобилисту с минимальным классом вождения.
  4. Неограниченная страховка требует определения показателя скидки с учетом безаварийной статистики автовладельца.

Как проверяется

Иногда страховщик (умышленно или по халатности сотрудников) допускает ошибки в присвоении КБМ конкретному автомобилисту. Поэтому так важно научиться проверять значение «бонуса-малуса» самостоятельно.

При наличии доступа к интернету, это может сделать абсолютно любой водитель. Существует множество интернет-ресурсов, которые основываются на информации, хранимой в единой базе РСА. Чтобы минимизировать возможность технической ошибки, рекомендуется обращаться к проверенным официальным источникам Российского общества страховщиков (РСА).

Проверка представляет собой простейшую процедуру, при которой в окно поиска вводят сведения об интересуемом автомобилисте:

  1. Определяют, относится ли владелец к физическому или юридическому лицу.
  2. Определяют тип требуемого договора (с ограничением допуска или без него).
  3. Вводят данные на автомобиль.
  4. Если полис на одного водителя, вводят полное ФИО, дату рождения, а также данные его удостоверения. Указывают день, следующий после истечения действующего договора.
  5. Если полис без ограничений, в отдельном окошке вводят ФИО, паспортные данные на владельца, 17-значный номер VIN.
  6. Далее необходимо поставить отметку о согласии на обработку персональных сведений. При отсутствии VIN-номера делают аналогичную отметку и нажимают кнопку проверки.

Не всегда результат проверки удовлетворяет страхователя. В случае появления сомнений относительно присвоенного КБМ, за разъяснениями необходимо обратиться в компанию, с которой подписывается договор. Потребуется предпринять меры, чтобы добиться восстановления показателя.

Исправление коэффициента

Когда результат проверки не соответствует ожиданиям водителя, первое, что нужно понять: где конкретно допущена ошибка при определении КБМ. Потребуются полисы предыдущих лет и произведение ручного пересчета значений.

Нужно учитывать, что закон допускает периодическую корректировку коэффициентов. Рекомендуется отталкиваться от Указаний от Банка России относительно предельных значений тарифной ставки и коэффициентов или от действовавших на момент заключения договора тарифа ОСАГО.

При обнаружении ошибки, страхователь обращается в СК, которая приняла к расчетам ошибочные данные. Внесение исправлений, как правило, занимает не более 3 дней. В настоящее время РСА не занимается внесением изменений в базу. Поэтому обращаться с претензиями в данную организацию нет необходимости.

На видео об исправлении КБМ

Зачастую страховщика, который допустил ошибку, уже не существует, поэтому исправить КБМ не получится. Чтобы избежать подобных неприятностей, рекомендуется проводить проверку КБМ в полисе ежегодно, при оформлении нового договора страхования.

Расшифровка КБМ буквально выглядит так: коэффициент «бонус-малус».

Коэффициент бонус-малус достаточно прост, поэтому стоит выделить следующие его определения:

  • Ставки страховой премии рассчитываются с учетом практики вождения водителя;
  • При отсутствии страховых случаев водителю предлагаются скидки;
  • Рейтинговые системы, которые базируются на страховом опыте и заслугах водителя в прошлом (страхователя).

Среди основных целей систем бонус-малус можно выделить:

1. Повышение аккуратности вождения страхователей за счет получаемых от этого преимуществ.

2. Максимально точный расчет тарифа (неаккуратные водители будут платить больше за свою страховку).

3. Эффект франшизы (страхователи будут меньше обращаться за незначительными страховыми выплатами).

Класс водителя по ОСАГО рассчитан на то, что водители будут управлять своим автомобилем предельно аккуратно, требуя того же и от других людей, которым они могут передать свое транспортное средство во временное пользование (супруга, дети, друзья, коллеги и т.д.).
При расчете коэффициента страхового тарифа будет учитываться наличие страховых выплат, которые имели место во время действия старых страховых договоров. Конечно, если страховых выплат по прошлым договорам не было, то страхователь получит максимально выгодные условия (КБМ).

Таблица Кбм ОСАГО 2019. Как правильно ее использовать.

Класс на
начало срока
страхования
КБМ Класс с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
Выплат
не было
1
выплата
2
выплаты
3
выплаты
4 и
более
выплаты
M 2,45 0 M M M M
0 2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

1. Левый столбец содержит класс водителя. Там необходимо найти интересующий класс. Например, возьмем третий, который характерен для всех водителей, заключающих страховой договор в первый раз.

2. Затем необходимо определить, сколько страховых случаев было во время действия прошлых страховых договоров, в которых водитель был признан виновным. У нас таких случаев ноль, потому что мы страхуемся впервые.

3. Столбец с количеством убытков необходимо для определения класса на следующий год. У нас этот класс – 4.

4. Для класс 4, в соответствии с таблицей, значение Кбм равно 0.95.

В нашем примере водитель страхует свою ответственность в первый раз, поэтому его Кбм – 1, класс – 3. При управлении автомобилем в течении года и отсутствии страховых случаев по его вине на второй год страховая класс будет 4, а Кбм равняться 0.95. Скидка за безаварийную езду в 5% (уменьшение Кбм на 0.05) будет даваться за каждый год, в течение которого не было аварий по вине водителя.

Правила применения КБМ

1. Данный коэффициент будет обязательно использован в случае продления, изменения или заключения договора обязательно страхования со сроком действия на 12 месяцев.

3. Все сведения о прошлых договорах обязательного страхования (в т.ч. и те, которые были прекращены досрочно), которые требуются для того, чтобы определить класс водителя, могут быть получены из информации о страховании, которая была представлена страхователем, или на основе информации, которая имеется у страховой компании, относительно наличия или отсутствия страховых выплат.

4. Если договор предусматривает возможность управления конкретным транспортным средством без ограничений, то класс водителя будет определяться на основе данных относительно собственника автомобиля, указанного в страховом договоре, а также класса, определенного при заключении прошлого страхового договора. Класс будет присвоен только собственнику автомобиля, который отмечен в страховом договоре. Если никаких данных относительно собственника автомобиля применительно к транспортному средству, описанному в страховом договоре, а также не было предоставлено или не было найдено страховой компанией, то собственник автомобиля получает класс 3.

5. Если страховой договор предусматривает ограничения по управлению транспортным средствам, т.е. к управлению автомобилем допускаются только те люди, которые были отмечены страхователем в договоре, то класс будет определяться на основе данных относительно каждого водителя, отмеченного в договоре. Каждый водитель, который имеет право на управление конкретным транспортным средством, получит свой класс. Если о каком-то водителе нет никакой информации, то ему присваивается класс 3. Когда страхователь предоставит страховщику данные, в соответствии с которым прошлый страховой договор заключался на условиях, которые не предусматривали ограничения на управления транспортных средством, то представленные сведения будут учитываться только в тех случаях, когда страхователь является собственником автомобиля.

6. Если сведения о водителях предоставляют сразу по нескольким страховым договорам, то класс будет определяться на основе общей суммы числа страховых выплат, которые содержатся в данных о прошлых страховых договорах, действующих не более года назад до момента заключения настоящего страхового договора, а также класса, определенного при заключении последнего страхового договора.

7. Для страховых договоров, в которых предусмотрено ограничение количества лиц, которым разрешено управление автомобилем, расчет страховых тарифов будет осуществляться с использованием самого высокого показателя коэффициента, который был определен относительно каждого в отдельности водителя, имеющего доступ к управлению автомобилем.

8. В тех случаях, когда страховщик получил данные о досрочно прекращенных страховых договорах, информация о страховых выплатах, которые были осуществлены в течение срока действия этих договоров, будет учитываться при заключении нового страхового договора.

9. Если в течение срока действия досрочно прекращенного страхового договора страховые выплаты не имели место, то в процессе заключения нового страхового договора будет присваиваться класс, который закреплен за собственником автомобиля (договоры, в которых нет ограничений по количеству лиц, имеющих право на управление автомобилем) или водителем (договоры, в которых есть ограничения на количество лиц, имеющих право на управление автомобилем) в процессе заключения досрочно прекращенного страхового договора.

10. Чтобы определить класс, принимаются во внимание данные по страховым договорам, которые действовали не более года назад с момента заключения нового страхового договора.

Распространенные вопросы, которые поступают в РСА относительно того, как отечественные страховые компании применяют КБМ в процессе заключения ОСАГО.

1. Как проверить обоснованность КБМ, который был использован страховой компании, относительно водителя, который указан в ОСАГО?

С прошлого года страховые компании для получения информации о прошлой страховой практике водителя могут использовать только ту информацию, которая имеет в информационной системе РСА. Данная система имеет все данные об ОСАГО, которые были заключены с начала 2011 года.

2. Может ли кто-то, помимо страховой компании, изменять класс водителя в системе РСА АИС?

Нет, вся подобная информация загружается в АИС РСА только представителями страховых компаний. Сотрудники РСА не могут изменить данные в АИС. Любые корректировки могут внести только сотрудники той страховой компании, с которой водитель заключил договор ОСАГО. С 2014 года страховые компании обязаны передавать информацию о договорах ОСАГО в информационную систему (в течение 24 часов с момента заключения договора).

3. Что нужно сделать, если один из водителей, который имел право на управление автомобилем, заменил своё водительское удостоверение?

Если при замене водительского удостоверения действует договор ОСАГО, то водителю требуется немедленно сообщить об этом сотрудникам страховой компании, а также любую другую информацию, связанную с изменением данных в водительском удостоверении. Если во время действия ОСАГО один из водителей, имеющих право на управление транспортным средством, сменил водительское удостоверение или поменял фамилию, то страхователю необходимо сразу сообщить об этом в страховую компанию с помощью письменного уведомления, чтобы страховщик смог оперативно внести необходимые корректировки в информационную систему РСА.

4. Как страховщики используют КБМ по договору, в котором предусмотрено ограничение числа лиц, имеющих право на управление автомобилем?

Когда автомобилем может управлять ограниченное число лиц, то сведения о каждом водителе должны быть отображены в ОСАГО. Вместе с этим, КБМ будет рассчитываться на основе данных, полученных о каждом водителе. Свой индивидуальный класс будет присвоен каждому водителю, который имеет право на управление автомобилем. Одновременно с этим, общий КБМ (в том числе и размер выплат при страховых случаях) будет соответствовать классу водителя, имеющего минимальный коэффициент. Следует отметить, что класс будет определяться на основе общей суммы страховых выплат, которые содержаться в сведениях о прошлых страховых договорах, действие которых закончилось не более за 12 месяцев с момент заключения нового страхового договора, а также класса, определенного при заключении последнего страхового договора, действие которого закончилось. Если нет данных о прошлых страховых договорах водителей, допущенных к управлению автомобилем, то всем присваивается третий класс.

5. Как страховщик определяет КБМ, если управлять автомобилем может неограниченное число водителей (кбм при неограниченной страховке)?

Если на управление автомобилем есть права у неограниченного количества человек, то класс будет присваиваться собственнику ТС, которое указано в страховом договоре. В соответствии с договором ОСАГО, в котором нет ограничений по количеству водителей, имеющих право на управление автомобилем, класс будет определяться по закончившему свое действие страховому договору, если собственник автомобиля и самое транспортное средство остались прежними. Если никаких сведений (о страховых договорах, действие которых было завершено досрочно, или попросту закончившихся) относительно собственника автомобиля, отмеченного в страховом договоре, не имеется, то собственник автомобиля получает третий класс.

6. Каким образом происходит определение КБМ, если в новый страховой договор не предусматривает ограничений по числу водителей, которые имеют право на управление автомобилем, а также с условием, что прошлый страховой договор заключался на условиях, в которых были ограничения по числу водителей, имеющих право на управление автомобилем, фигурирующим обоих договорах?

Страховая компания будет присваивать класс собственнику автомобиля, указанному в страховом договоре. Если сведений о договорах собственника автомобиля, отмеченного в договоре ОСАГО, которые закончили свое действие или были прекращены досрочно, не имеется, то собственник автомобиля получает третий класс.

7. Каким образом происходит определение КБМ, если в новом страховом договоре предусмотрено ограничение по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем, с условием, что прошлый страховой договор не имел каких-либо ограничений по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем, фигурирующим в обоих договорах?

Когда прошлый страховой договор не имел ограничений по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем (и не было страховых выплат), а новый страховой договор заключается на условиях, предусматривающих подобные ограничения, то страховая компания, в соответствии с действующими правилами, обязана понизить КБМ. Это возможно в том случаев, если водитель в страховом договоре, в котором не было ограничений по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем, являлся собственником автомобиля.

Вопросы читателей

1. Чем чревато водителю заключение страхового договора с незаконным «малусом»? К примеру, когда водитель не предоставил страховой компании сведений о своих дорожно-транспортных происшествиях, в которых он был виновником?

В соответствии с действующим законодательством, стоимость ОСАГО для всех страховщиков одинакова. При неправильном расчете КБМ неточность данных сразу будет обнаружена в информационной базе РСА, поэтому любая страховая компания к водителям, предоставляющим неверную информацию, будет применять соответствующие санкции. Штраф выражается в коэффициенте 1.5 за предоставление неверных данных – по страховому договору следующего года страховая выплата будет увеличена благодаря правильному КБМ и коэффициенту 1.5. В случае неправильно использованного КБМ на следующий год водитель будет подвергнут санкциям за предоставление неправдивых данных в процессе заключения страхового договора, что выразится в коэффициенте 1.5. Санкции будут применены в любом случае, даже если водитель обратиться с вопросом оформления ОСАГО к другому страховщику.

2. Можно ли не страховать ответственность по ОСАГО и сохранить при этом свой класс (когда сгорает кбм)?

Да, можно. Допускается «перерыв» сроком в 1 год.

3. Моя машина была припаркована, в нее врезался другой автомобиль, но с места аварии скрылся. У меня есть страховые договоры ОСАГО И КАСКО в одной страховой компании. Обратившись к страховщику с вопросом продления ОСАГО, мне сказали, что коэффициент КБМ будет увеличен на три позиции. Мотивация данного решения – страховщик оплатит мне ремонт в соответствии с договором КАСКО. Может ли страховщик в подобных ситуациях увеличивать КБМ, если я виновником аварии не являюсь?

Стоит отметить, что подобное дорожно-транспортное происшествие вообще никак не связано с вашим договором ОСАГО! Соответственно, никакого влияния эта авария на уровень КБМ оказать не может. Использование КБМ в договорах КАСКО на сегодняшний день каждой страховой компанией регламентируется по-своему. Напомним, что КАСКО заключается добровольно, поэтому при любых затруднениях и недовольствах можно обратиться с заключением нового договора к другому страховщику.

4. Страховой договор по ОСАГО закончится в январе 2016 года, но диагностическая карта будет действовать до января 2017 года. Автомобилем на данный момент не пользуюсь. Надо ли продлевать страховой договор? Или его оформление возможно, когда я снова начну пользоваться автомобилем?

Конечно, оформить страховой договор вы можете только тогда, когда снова решите пользоваться автомобилем. Но нужно принимать во внимание, что если перерыв в оформлении договоров составляет год и более, то коэффициент будет приведен к номинальному значению (1).

5. Действует ли страховщик по закону, если отказывается оформлять мне полис ОСАГО по меньшему тарифу, мотивируя это тем, что в информационной системе РСА нет сведений о моем классе, потому что водительские права я менял в 2013 году, а первое удостоверение получал в 2003 году? Аварий у меня никогда не было, страховаться начал сразу после появления ОСАГО.

Страховая компания действует незаконно, отказывая вам на подобных условиях в оформлении полиса по заниженному тарифу. Сотрудники страховой компании должны проверять сведения о вас по старому водительскому удостоверению.

Примечание

Система бонус-малус на сегодняшний день функционирует так, что в случаях, когда водитель был застрахован по неправильному коэффициенту и в течение действия срока страхового договора никак не сообщил об этом, то корректировки в информационную систему РСА внести в дальнейшем будет невозможно.

В 2018 году каждый автомобилист по закону обязательно должен приобрести страховой полис ОСАГО. Документ необходим для постановки автомобиля или мотоцикла на учет в ГИБДД. Ввиду того, что пакет услуг стоит дорого, аккуратным водителям предоставляется возможность сократить расходы путем применения КБМ (коэффициента бонус-малус).

За вождение без аварий на протяжении 10 лет присваивается максимальный КБМ по ОСАГО, который позволит получить скидку в 50%.

От чего зависит стоимость ОСАГО

Расчёт стоимости полиса ОСАГО производится согласно указанию Центробанка России № 3384-У . Единый порядок действует для всех категорий страховщиков. Базовую тарифную ставку страховая компания определяет самостоятельно в зависимости от вида транспортных средств, статуса их владельца (частное лицо или юридическое) и цели использования. Ведется учет специальных коэффициентов, которые рассчитываются по ряду факторов.

  • тип ТС – грузовое авто, легковое, мотоцикл, скутер;
  • один водитель или несколько будут управлять ТС;
  • возрастной показатель, опыт вождения и водительский стаж;
  • мощность двигателя (количество лошадиных сил под капотом);
  • период действия полиса (чем больше срок, тем ниже стоимость);
  • предыдущие страховки;
  • регион, где будет эксплуатироваться машина.

Одним из важных показателей, непосредственно влияющих на стоимость полиса страхования автогражданской ответственности, является коэффициент bonus-malus (КБМ).

Что такое КБМ

Дадим определение понятия, что представляет собой «бонус-малус». КБМ применяют компании при расчете величины страховых премий по действующему договору. В переводе с латыни «bonus» означает хороший, а «malus» — плохой. Также можно понимать, как показатели высокий (англ. big) – низкий (lov).


Данный коэффициент соответствует классу, который СК должна присвоить владельцу авто или водителю. Действует он, начиная с 2003 года. Применяется при заключении срочного договора на один год. Таким образом страховые фирмы поощряют ответственных автовладельцев или наказывают тех, кто нарушает правила движения и становится виновником дорожных происшествий. От того, какой класс КБМ будет применен, будет меняться стоимость договора автострахования.

Значение коэффициента может понижаться или повышаться в зависимости от наличия или отсутствия аварийных ситуаций, в которых водитель становился виновником.

Если полис приобретается впервые, то цена его будет выше. При продлении страховки и езде без аварий в предыдущем году водителю присваивается более высокий класс, а величина скидки возрастает. Узнать величину КБМ каждый владелец авто может по специальной таблице, но проще это сделать на сайте РСА .

Коэффициент бонус-малус по действующим правилам применяется только при условии заключения или внесения изменений в новый договор ОСАГО на 12 месяцев или один год. Существует несколько видов КБМ: водительский, собственника авто, расчетный (применяется при подсчете итоговой суммы премии).

Уровень у начинающего водителя

Приобретая обязательный полис ОСАГО впервые, начинающий водитель не вправе рассчитывать на получение скидки по КБМ. Обычно для таких водителей значение коэффициента вначале устанавливается на отметке не выше «1». Однако при аккуратном вождении без аварий через год у только начинающего водителя показатель может измениться и будет равен 0,95.

Первоначально страховая компания присваивает водителю 3 класс, а за безаварийные поездки у него есть все шансы в следующем году получить 4 класс. По завершении одного безаварийного года показатель будет уменьшаться, но аварии, совершенные в предыдущие годы забыты не будут, а останутся в базе и будут влиять на процент скидки.

КБМ полностью зависит от водительского стажа. Класс будет присваиваться каждому автовладельцу после покупки полиса. Всего их 14. Новичок с нулевым стажем получит класс М, то есть минимальный. Кстати, нулевой класс может быть присвоен также тем, у кого стаж насчитывает более 10 лет, если они в предыдущие годы стали участниками четырех и более аварий. Новичкам следует быть предельно внимательными во время поездок, так как любое совершенное ДТП приведет к удорожанию страхового полиса. На протяжении первого года страхования это бывает особенно важно.

Новички без страхового стажа должны всяческими способами избегать повышенной страховой ставки. Частыми становятся ситуации, когда начинающие водители не спешат оформлять страховку, чтобы их КБМ не менялся. Поцарапав капот автомобиля соседа или разбив случайно фару при выезде из гаража, они не обращаются к страховщику. Всегда можно договориться с другим водителем и возместить ему ущерб либо устранить последствия столкновения самостоятельно. Цена вопроса иногда составляет всего 1500-2000 рублей. Если оформить происшествие в СК, то класс водителя будет понижен, а КБМ будет больше единицы.

Если новичок недавно прошел обучение в автошколе и имеет трехлетний водительский стаж, то для него могут быть применены скидки, соответствующие классу от 0 до 2. Размер скидки рассчитывается путем умножения стоимости ОСАГО на коэффициент бонус – малус.

Максимальное и минимальное значение, и какова при этом стоимость страховки

При попадании водителя в аварии КБМ будет повышающим, а при безаварийных поездках, наоборот, понижающим. Его значение будет сохранено, если будет продлен полис у прежнего страховщика или совершен переход в другую страховую компанию.

Какой бывает КБМ? Максимальное его значение устанавливается на отметке 2,45 для класса М, а минимальное — 0,5, которое устанавливается для самого высокого 13-го класса. Чем больше лет водитель проездил без совершения наездов на пешеходов и аварий, тем выше будет у него класс и ниже коэффициент бонус-малус. Следовательно, будет понижаться и цена договора автогражданского страхования. Стал автовладелец виновником ДТП, обратился за страховкой – класс тут же понижается, а коэффициент возрастает. Если класс становится выше, то и стоимость страховки уменьшается. Все предельно просто.

КБМ каждый год рассчитывается заново, при этом учитывается его значение во время заключения договора ОСАГО в прошлом году, а также число страховых случаев (денежных выплат) за период действия страховки.


Если на протяжении года договор действовал, и не было аварий, то класс водителя повышается на одну единицу, а коэффициент, соответственно, понижается на 0,05. Достигнув за 10 лет 13-го класса, самого лучшего показателя, водитель получит 50-процентную скидку на полис. Это будет означать, что за все десять лет страховой фирме не приходилось выплачивать компенсацию за аварии. Если стать виновником дорожных происшествий более 4 раз за год, тогда можно заработать максимальный показатель КБМ, равный 2,45.

Как изменяется коэффициент с начала водительского стажа

Чтобы КБМ менялся так, как это выгодно автовладельцу, нужно по возможности избегать аварий. Но если все-таки год выдался не совсем удачным, даже в самом наихудшем случае надбавка к стоимости полиса ОСАГО не превысит 145%.

Уровень коэффициента в соответствии с присвоенным классом выглядит следующим образом:

  • 3 кл. – КБМ равняется 1;
  • 4 кл. – 0,95, при этом скидка составит 5%;
  • 5 кл. – 0,9 и так далее.

До 13-го класса водитель будет получать бонусы.

Что происходит с классами ниже третьего:

  • 2 кл. – 1,4, наценка составит плюс 40% к тарифной ставке;
  • 1 кл. – 1,55, стоимость полиса возрастет еще на 15%;
  • 0 кл. – 2,3 — здесь придется заплатить 130%;
  • «M» – 2,45 или 145% — это максимальная цена.

Рассмотрим на конкретных примерах, как будет начисляться стоимость будущего страхового полиса и как используются данные таблицы для определения текущего КБМ:


  1. Водителю страховая компания присвоила 5 кл., он соответствует КБМ-показателю 0,9. Если в период действия данного полиса по вине водителя произойдет авария, то на следующий год СК ему присвоит только 3 кл., где КБМ равен 1. Когда водитель целый год проездил без происшествий, его класс возрастет до 6-го, а КБМ будет равняться 0,85. Не нужно волноваться о сохранности коэффициента при покупке полиса ОСАГО у другой компании-страховщика, КБМ останется неизменным и действующим. Нужно будет просто сообщить его сотруднику той фирмы, услугами которой он планирует пользоваться.
  2. Сергей Иванович Петров обратился в страховую фирму в январе 2018 года. При оформлении договора о страховке ему был присвоен 9 класс и 30-процентная скидка к базовому тарифу, согласно коэффициенту БМ. Данные сведения позволяют утверждать, что автовладелец неоднократно пользовался услугами данной СК и каждый раз получал за безаварийное вождение скидку в 5%. Что его ожидает при отсутствии страховых случаев или аварий? Через год наш Сергей Иванович снова посетил офис страховой фирмы с целью заключить новый договор. Поскольку клиент считается хорошим водителем, ездит без происшествий, то сотрудник СК, согласно таблице определения бонус-малуса, назначил ему понижающий КБМ за прошедший год. Таким образом, водителю присваивается 10 класс и коэффициент 0,65, дающий право на получение скидки 35%.
  3. Спустя еще год Сергей Иванович снова пришел в ту же компанию, но в прошедшем году он стал участником и виновником сразу двух аварий. Поскольку у него был 10 класс, то по причине совершенных ДТП он будет понижен до 3-го, а коэффициент будет равняться единице. В таком случае он должен будет оплатить полис ОСАГО полностью. Скидка ему предоставлена не будет.

Коэффициент является своеобразным стимулом ездить по дорогам России без аварий и наездов на пешеходов. В этом случае их денежные затраты на приобретение полиса ОСАГО значительно сократятся.

Перечислим основные особенности начисления коэффициента:

  • следование принципу безаварийной езды;
  • КБМ присваивается по данным предыдущего полиса, действие которого закончилось;
  • договоры, заключенные на срок менее 12 месяцев, не учитываются (устанавливается «дежурный» КБМ, равный единице);
  • класс и стаж (опыт), причем действует разграничение между водителем и собственником авто;
  • увеличить КБМ можно не попадая в аварии на протяжении текущего года;
  • при продлении полиса с той же компании или другой действующая скидка сохраняется.

В некоторых городах сторонние фирмы продают поддельные полисы ОСАГО, предлагают бронь, а также чистые и заполненные бланки. В случае покупки такого документа после аварии автовладельцу придется восстанавливать автомобиль за свой счет, так как никто страховку выплачивать не будет.

Липовые полисы гражданской ответственности стоят гораздо меньше, чем оригиналы, особенно если дело касается иномарок. Однако ошибочно считать, что вы самый лучший водитель, который сможет избежать аварийных ситуаций. В жизни бывает всякое, и недаром есть поговорка – скупой платит дважды.

В настоящее время практически всем автовладельцам известно, что при расчете ОСАГО применяется, так называемый коэффициент бонус-малус («бонус-малус» переводится с латинского как «хороший-плохой») или Кбм. Некоторые попросту называют его «скидкой», забывая, что Кбм учитывает не только безубыточность (бонус), но и наличие выплат по вине страхователя (малус – штраф за неаккуратное вождение). Также при определении Кбм используется термин «Класс страхователя».

Кбм для каждого водителя – величина индивидуальная и зависит от его страховой истории. Для наглядности приведем таблицу, которая регламентирует определение Кбм и едина для всех страховых компаний. Она составлена таким образом, что зная класс каждого водителя при заключении , можно, в зависимости от числа произошедших по его вине в течение года ДТП, определить, какой Кбм он получит при страховании на следующий год.

Таблица 1. Класс бонус-малус.

таблица скроллится вправо
Начальный класс КБМ (по предыдущему договору) Значение КБМ Класс КБМ по новому договору по окончанию срока действия предыдущего договора, после
0 страховых выплат 1 страховой выплаты 2 страховых выплат 3 страховых выплат 4 и более страховых выплат

Когда водитель заключает договор автострахования ОСАГО впервые, ему присваивается 3 класс (Кбм= 1). Затем за каждый безаварийный год ему предоставляется 5%-ная скидка, а его класс увеличивается. Если же по его вине происходят аварии, «классность» понижается, а Кбм, соответственно, увеличивается.

  1. Страхователь имел Кбм=0,85 (6 класс, скидка 15%). По его вине произошло 1 ДТП, и пострадавшему была произведена выплата. На следующий год при заключении договора ОСАГО он будет иметь 4 класс и Кбм=0,95 (скидка 5%).
  2. Начинающий водитель с Кбм=1 стал в первый год вождения виновником ДТП. На второй год страхования он, вместо скидки в 5%, получает повышающий Кбм = 1,55. А если он снова попадет по своей вине в аварию, на третий год страхования полис ему будет рассчитываться с Кбм=2,45.

Из истории Кбм

С момента введения обязательной автогражданки в 2003 году и вплоть до 2008 года класс страхователя был «привязан» исключительно к транспортному средству. То есть когда водитель приобретал новый автомобиль и приходил оформлять полис ОСАГО, то он автоматически терял все свои скидки. Ситуация получалась абсурдная: понятие «страховая история» не существовало, и Кбм не выполнял своей основной функции – поощрять аккуратное вождение и стимулировать безаварийность «бонусами». В марте 2008 года все-таки был учтен опыт других стран и система «бонус-малус» кардинальным образом изменилась. С этого момента класс стал присваиваться каждому водителю в индивидуальном порядке, сохраняясь при покупке другого авто. И сейчас, если даже вписанный ранее в чужой полис водитель впервые становится автовладельцем, он имеет полное право рассчитывать на уже «заработанную» ранее скидку.

Как определить Кбм, если в полис ОСАГО вписано несколько водителей или страховка оформлена «без ограничения лиц, допущенных к управлению»?

Если в полис вписывается несколько человек, Кбм для расчета его стоимости берется по тому водителю, чей Кбм максимален. Поэтому, когда к компании солидных и опытных мастеров вождения дописывается водитель с небольшим стажем, нужно быть готовым, что страховка существенно увеличится в цене. Немногие понимают и еще один важный момент. В случае аварии Кбм повышается только у того, кто управлял автомобилем в момент ДТП, и был признан инспекторами ГИБДД виновным. Остальные, вписанные в страховку водители, благополучно сохраняют свои скидки. И если на следующий год виновника в полис не вписывать, общая скидка по нему станет, как и полагается, на 5% больше.

Если же страхователь оформляет договор на условии, что к управлению авто допущены любые водители, Кбм определяется по собственнику ТС. При этом неважно, кто собственник, это может быть и бабушка на деревне, в жизни не державшая в руках руля. Просто при «неограниченном» полисе ОСАГО больше ни к кому, кроме собственника для определения Кбм не «привяжешься». Страхователь – не в счет, потому что страхователь – это лицо, которое платит страховой компании деньги и определяет условия страхования.

Проблемы Кбм

Когда в Закон об ОСАГО были внесены изменения, касающиеся Кбм, в первый момент показалось, что обязательное автострахование в России стало более цивилизованным: добросовестность за рулем поощряется, недисциплинированность наказывается рублем. Все справедливо. Но оказалось, реальность далека от совершенства.

В теории все выглядит замечательно. Любой автовладелец в состоянии хотя бы приблизительно определить свой Кбм, основываясь на собственном опыте ОСАГО: количестве лет страхования, количестве страховых случаев и таблице, приведенной выше. А как быть сотрудникам компаний, страховым агентам и брокерам? Идеальной для определения Кбм может служить только та ситуация, когда водитель все годы (или хотя бы последние несколько лет) страховался в одной и той же компании, и в базе данных про него есть любая информация. Если же человек пришел из другой СК, с Кбм возникают проблемы.

С одной стороны все просто – по предыдущему полису всегда можно вычислить прошлогоднюю скидку и добавить еще 5%. Но где гарантия, что в предыдущей компании за водителя не было выплат? Поверить ему на слово? Несерьезно. До тех пор, пока страховые компании усиленно держат в секрете данные на своих страхователей и упорно не желают создавать единой базы данных, неразбериха с Кбм будет продолжаться. Даже злостному нарушителю правил дорожного движения, который то и дело доставляет кому-нибудь на дороге неприятности, ничего не стоит каждый год перебегать из одной компании в другую и с честными глазами требовать очередную скидку за безаварийность.

Описанная ситуация, конечно, крайность, но скрыть пару-тройку выплат труда никому сегодня не составляет. Благо, что страховщиков, занимающихся ОСАГО по-прежнему чересчур много, даже несмотря на то, что ежегодно рынок автострахования навсегда покидают десятки компаний. А бывает, что автовладелец и готов представить справку о безубыточности, справедливо претендуя на скидку, но, увы, его страховая компания лишилась лицензии. Другой страхователь даже не интересуется какими-то «бонус-малусами», покупает каждый год новое авто и страхуется в салоне, как в первый раз, ни на что не претендуя.

Еще одно нередкое явление – это, когда в полис вписан водитель со стажем, предположим, 6 лет, а общая скидка по страховке составляет 40%. Ну, очевидно, что никак не может быть у человека с таким стажем скидка 40%, максимум – 25%. А вот страхователей, имеющих 1 класс или самый низкий – М, совсем немного, хотя аварий на наших улицах происходит предостаточно. И все эти факты в совокупности именуются беспорядком.

Впрочем, в настоящее время серьезные страховые компании стали более жестко относиться к «пришлым» со стороны страхователям. Некоторые требую принести справку из предыдущей компании, что год был безаварийным, другие предоставляют скидку только, если страхователь дополнительно оформит ДСАГО, третьи придумывают еще какие-нибудь меры. Если же клиент не собирается идти за справкой, не хочет принудительное ДСАГО, не согласен страховаться без скидки, ему просто говорят «до свидания». Но такую политику ведут крупные компании. Мелкие страховщики, делающие ставку исключительно на ОСАГО (и в дальнейшем, как правило, разоряющиеся), готовы ухватиться за любого, и поэтому усиленно заманивают к себе клиентов максимальными скидками.

Еще надо заметить, что причина избегать по возможности повышающих коэффициентов кроется не только в российской привычке обманывать. Если бы страхование ОСАГО в нашей стране «работало» полноценно, без сбоев, задержек и постоянного занижения выплат, у страхователей не было бы повода относиться к страховщикам неуважительно.

В заключении

Из всего вышесказанного, очевидно, что система «бонус-малус» в нашей стране практически не выполняет возложенной на него Правительством задачи – более объективно оценивать степень риска и страховой тариф по ОСАГО. Человеческий фактор пока остается главным критерием определения Кбм для каждого конкретного водителя. Один клиент убедителен до невозможности, другой похож на мошенника. Одни агенты раздают скидки по поводу и без, лишь бы застраховать и получить комиссионное вознаграждение, другие, наоборот, делают вид, что понятия Кбм вообще не существует и усиленно «ловят» клиентов, не имеющих о нем представления. И так далее.

В настоящее время решение о создании Единой базы данных по ОСАГО, наконец-то, было принято законодательно, и к концу 2012 года страховые компании обязаны ввести в единую базу информацию обо всех своих клиентах. Если это будет реализовано, и с 2013 года общая для всех страховщиков база начнет функционировать. Возможно, тогда проблемы с определением Кбм навсегда уйдут в прошлое.

Все владельцы транспортных средств прекрасно понимают, что сумма, ими выплачиваемая за полис ОСАГО, напрямую зависит от водительского опыта и числа аварий, в которых принимал участие автолюбитель по собственной вине (в случае выплаты страховки).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В его задачу входит поощрение автолюбителей, ездивших без аварий, получением скидок, и наказание водителей, оказавшихся виновниками ДТП, за счет увеличения цены на полис страхования.

Что это такое и для чего нужно

КБМ ОСАГО – это коэффициент, который зависит от выплат по страховым случаям за предыдущий год. Другими словами – это размер скидки за езду без аварий.

Важно! Этот коэффициент позволяет сберечь средства на покупке полиса.

За один год вождения автомобиля водителем без аварий увеличивается класс ОСАГО и понижается коэффициент, а, следовательно, и понижается стоимость страховки. КБМ является величиной индивидуальной для каждого водителя и зависит от истории страхования.

Раньше этот коэффициент применялся к определенной машине, и когда автолюбитель ее продавал, то скидка терялась. В этом случае водителю приходилось снова «зарабатывать» этот коэффициент с самого начала.

Начиная с марта 2008 года, система коэффициентов была изменена, и теперь КБМ принадлежит непосредственно водителю вне зависимости от того, на каком транспортном средстве он ездит.

Эта скидка сохраняется и в том случае, если автолюбитель поменяет страховую компанию. Имеет значение лишь тот факт, что перерыв в страховании должен быть меньше года. Однако если водитель попадает в ДТП по собственной вине, то стоимость полиса для него увеличится на 50%.

Важно! Санкции применяются исключительно в тех случаях, когда пострадавший обращается в результате ДТП в страховую компанию за выплатой.

Иногда водители, в случае незначительного ущерба, самостоятельно восстанавливают автомобиль собственными средствами. В таком случае цена на страховой полис не повышается.

Сейчас достаточно просто можно узнать страховую историю любого автолюбителя путем проверки КБМ через АИС РСА.

Как самостоятельно узнать коэффициент

Если водитель желает узнать собственный КБМ на следующий год страхования, то ему необходима таблица, по которой он сможет все увидеть.

Здесь необходимо знать следующее. В первом году страхования водитель получает 3 класс. В этом случае его коэффициент равняется единице и не оказывает никакого влияния на стоимость ОСАГО.

Если, например, по вине данного водителя за первый год вождения не случилось ни одной аварии, то свое внимание надо обратить на выделенную строчку в таблице и на столбик с наполнением «0 страховых выплат», где стоит цифра 4.

Это означает, что в следующем году водителю будет присвоен вместо 3-го – 4-ый класс, а коэффициент его уменьшается на 5%, т.е. уже будет равен не единице, а 0,95.

Благодаря безаварийной езде водитель получает 5% скидку в случае продления договора ОСАГО. В случае если второй год езды по страховке для водителя не будет столь удачным, и он попадет в ДТП по своей вине, то класс его понижается и становится 2, а КБМ поднимается до 1,4.

Это значит, что при продлении полиса ОСАГО его цена вырастет на 40%. Для того чтобы вернуть водителю 3 класс, ему нужно будет весь следующий год проездить без ДТП (по крайней мере, по его вине) и тогда он не будет переплачивать за страховой полис.

Эта таблица регламентирует определение коэффициента и является единой для всех компаний по страхованию.

Ее составили так, что по ней можно легко определить коэффициент, который получит водитель при страховании на будущий год. Достаточно знать класс автолюбителя и количество аварий, произошедших по его вине.

Таблица. КБМ ОСАГО

Как определить

Чтобы определить свой КБМ нужно сделать следующее:

  • на начало страхования водителю присваивается третий класс (эта строка в таблице выделена). Класс смотрим по первому столбцу;
  • затем определяем страховые случаи, произошедшие по вине автолюбителя во время срока страхования. Допустим, таковых нет. В первой графе о нулевых страховых выплатах смотрим класс водителя на будущий год (4);
  • далее ищем значение коэффициента по 4 классу (в первом столбце). Он равняется 0,95.

При первичной страховке водителю присваивается 3 класс, тогда как коэффициент его равняется единице. Благодаря управлению автомобилем без аварий он в будущем году получает 4 класс с коэффициентом 0,95. За 12 месяцев езды без аварий автолюбитель получает 5 – процентную скидку.

Можно ли самостоятельно рассчитать

Чтобы было более понятно, рассчитаем класс и, соответственно, коэффициент. Для примера рассмотрим ограниченный и неограниченный списки для водителей, допущенных к управлению.

При оформлении ограниченного списка классность полиса рассчитывают конкретно для каждого водителя. На начальном этапе страхования автолюбитель имеет третий класс, коэффициент его равен 1.

Далее за вождение, без попадания в ДТП, водителю каждые последующие 12 месяцев добавляется скидка в 5%. Отсюда следует, что безаварийная езда в течение трех лет водителю к четвертому году дает возможность получить скидку в 15% (КБМ=0,85) (см. таблицу).

В том случае, если этот водитель на четвертом году вождения попадает в аварийную ситуацию по своей вине, то он на пятом году страхования получит только 4 класс, а не 7, как при езде без аварий.

Это видно из таблицы по графе об одной страховой выплате. При безаварийной езде он мог получить 7 класс, и 20 – процентную скидку. Это можно посмотреть по таблице из графы о нуле страховых выплат по строке 6 класс.

При неограниченном списке скидка рассчитывается по классу собственника автомобиля точно так же, как и при ограниченном. Его класс привязывают к данным паспорта и номеру авто. Имея 45% скидку на конкретное транспортное средство, при покупке новой машины он не получает эту 45% скидку.

Можно ли определить коэффициент при записи нескольких водителей в один полис

При управлении автомобиля несколькими водителями применяется наибольший коэффициент. Например, если скидка одного водителя составляет 35%, а другого только 15%, то тарифы будут рассчитываться по 15% скидке.

Стоимость рассчитывается по более неопытному водителю. Поэтому водителям с большим опытом безаварийной езды невыгодно записывать в свою страховку водителей, имеющих высокий коэффициент.

Если один из водителей в течение страхового года признается виновником ДТП, то вырастает только его коэффициент. Другой водитель на будущий год получает 5%.

Можно ли подтвердить класс полиса

Продлевая страховку на будущий год, автолюбитель обращается к сотруднику компании, который, проверив историю автолюбителя по своей базе, записывает ему соответствующий класс.

В случае замены компании ее сотрудники выясняют сведения водителей в РСА на безаварийность. При забивании в базу данных водителя/водителей оператор проверяет безаварийность и наличие скидки. Однако не всегда находятся все скидки.

Рассмотрим причины, не позволяющие найти скидку:

  • во время заполнения данных водителя оператор допустил ошибку (человеческий фактор);
  • оператор не передал вовремя страховой полис по назначению либо потерял его, поэтому он не оказался в базе;
  • проверяя данные, оператор не учел дату окончания предыдущего страхового полиса. Например, если полис заканчивается 11.06.2014, то его проверяют с 12.06.2014. 4. Несовершенство базы;
  • при оформлении страхового полиса фиксируется дата начала стажа водителя, которую должен внести оператор при оформлении предыдущего договора. Если точной даты нет (указан, например, только год, но нет числа и месяца) и она, полная дата, вносится условно (число и месяц), то данный водитель в базе данных не находится.

В случае оформления нового договора водителем, например, с 18-летним стажем, не имеющего предыдущего полиса, страховка оформляется без скидок, невзирая на его огромный опыт вождения.

Можно ли вернуть КБМ по страховке

Если у вас возникли сомнения по поводу скидки, которая выдала база, то для выяснения обстоятельств необходимо написать заявление в головной офис РСА.

В случае если договор уже заключен без учета скидки, то заявление заполняется, согласно образцу ().

В случае если вы уверены, что ваша скидка не сохранилась в базе РСА, то заявление можно заполнить по образцу ().

В РСА обращаются с жалобами, связанными с вопросами недобросовестного применения скидок.

Можно ли исправить в базе АИС РСА

Довольно часто автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда база РСА выдает коэффициент, не соответствующий действительности.

Случается так, что страхователь за много лет безаварийного вождения получает коэффициент, который равен единице, либо меньше, чем необходимо за безубыточное страхование.

Рассмотрим причины, вызывающие ошибки:

  • в случае замены водительского удостоверения на новое, в базе, возможно, не были исправлены данные, и осталась запись только с данными старого удостоверения. Для исправления ситуации необходимо сделать запрос в РСА с указанием данных и старого, и нового удостоверения;
  • при вводе данных в базу была допущена ошибка/опечатка (не та буква или цифра);
  • в случае внесения водителя в качестве допущенного лица для управления в несколько полисов. Например, Соколов А.Н., имея свою машину, допущен к управлению машиной супруги с водительским стажем 1 год. В полисе Соколова А.Н. записан коэффициент 0,6, а в полисе жены – 0,95, поскольку ее стаж равен 1 году. Следовательно, при передаче данных с обоих полисов, КБМ Соколова А.Н. приравнивается к 0,95. 4.
  • В случае банкротства страховой компании и не передачи данных в систему РСА.

Что делать в таком случае и как не потерять накопленную скидку

Для решения проблемы нужно написать претензию в РСА, где необходимо аргументировать несоответствие действительности значения коэффициента.

К претензии приложить копии предшествующих полисов, а так же справки от страховой компании о безаварийной езде.

Если так получилось, что вам сделали ошибку при расчете стоимости полиса ОСАГО (указали коэффициент выше, чем должен быть), не нужно выбрасывать полис, прекративший свое действие. Поскольку в нем прописан правильный коэффициент за предыдущий год.

Нет смысла договариваться со страховым агентом о применении правильного коэффициента, поскольку он работает по инструкции. Не стоит звонить по телефону и чего-то там доказывать, добиваясь справедливости, т.к. это бесполезно.

В этой сложившейся ситуации сразу же обращайтесь в главный офис компании. Пишите жалобу, отправляя ее заказным письмом, или приносите лично в офис компании.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама