THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Модернизированные МТ-ЛБМ

(МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6 и пр.)

В конце 50-х годов в КБ Харьковского тракторного завода была начата разработка артиллерийского тягача "объект 6". В 1964 году многоцелевой транспортёр - лёгкий бронированный или МТ-ЛБ был принят на вооружение. МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки 100мм пушек БС-3 и МТ-12 "Рапира". Машины также использовались для перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также как санитарныйтранспорт. Для северных и заболоченных районов был созданМТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до 570 мм гусеницами и гидродинамическими и грязевыми щитками. Часто, особенно в северных и дальневосточных районах,МТ-ЛБ и МТ-ЛБв использовались в мотострелковых дивизияхвместо БТРов. На таких машинах вместо поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулемётом НСВТ. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и любовью.

На базе МТ-ЛБ было создано множество машин: 9А34 и 9А35 Стрела-10, 9М144 Штурм-С,СНАР-10, МТП-ЛБ, 1В13, 1В14, 1В15, 1В16, РХМ "Кашалот", 9С80 "Овод-М-СВ", 9С80-1 "Сборка", 9С737 "Ранжир", 1Л219 "Зоопарк", КДХР-1Н "Даль" и самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика".

МТ-ЛБ хорошо показал себя в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Наверное, единственный недостаток этих машин - это слабое вооружение, хотя для артиллерийского тягача этого вооружениявполне хватало. В 2000 году этот недостаток был устранён: на ОАО "Муромтепловоз",предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ - МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом варианте устанавливается боевое отделенииБПУ-1 от БТР-80 , а во втором - башня, разработанная по теме "Буйность" от БТР-80А. Башня, разработанная ОАО ГАЗ предполагает установку широкой номенклатуры вооружения. Наборы для модернизации состоят из башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой башниилюков. В последствии были разработаны варианты с усиленным вооружением 6М1Б3 и 6М1Б5.

1- Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного

Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ)

2 - Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и

спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла».

3 - Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

4 - Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни.

Фото детализация МТ-ЛБМ 6М1Б5 предоставленная автором сайта fotoarmor.narod.ru Корневым С.Г.

Этот вариант модернизации МТ-ЛБ предусматривает установку на машину комплекса вооружения, включающего в себя двуствольную 30-мм автоматическую пушку ГШ-30К и двух ПЗРК «Игла».

Приводы башни и блока оружия на обоих вариантах (6М1Б3, 6М1Б5) - электрические, с высокими скоростями наведения.

Нажмите для просмотра

Тактико-технические характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6

Кроме того, создатель МТ-ЛБ КП “Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” предлагает свою модернизацию МТЛБ с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля вооружения, включающего 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также систему постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации ее возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель, развивающий 310 л.с.

Источники: Виктор СЕРГЕЕВ, «МТ-ЛБ еще послужит»

МТ-ЛБу (Объект 10) - советское плавающие лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом. Разработанное в конце 1960-х годов.

Демилитаризированный МТ-ЛБу предназначен для установки различного оборудования (мастерских, лабораторий, грузопассажирских перевозок), других применений в геологической, нефтегазопромысловой отраслях и для передвижения в условиях бездорожья.

В настоящее время МТ-ЛБу изготавливается на ОАО «Муромтепловоз». Стоимость шасси МТ-ЛБу, прошедшего капитальный ремонт составляет 4,5 млн. руб., а изготовленного вновь - 5,8 млн. руб.

История

В 1967 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №609-201 Харьковский тракторный завод был назначен главным разработчиком 122-мм САУ.
Первичным вариантом было предложено установка гаубицы Д-32 на платформу МТ-ЛБ. В ходе испытаний выяснилось что гусеничное шасси на 6 опорных катках не выдерживает нагрузки. В связи с этим в конструкцию шасси был добавлен 7-й опорный каток. Модифицированный образец шасси с удлинённым корпусом получил название МТ-ЛБуш («изделие 26»). Он стал платформой для 122-мм САУ, который в свою очередь получил название 2С1 «Гвоздика».
Новая САУ была разработана в короткие сроки. К августу 1969 года 4 единицы поступили на государственные испытания.
В тот же период велась активная разработка комплексов средств автоматизации управления огнём артиллерии (КСУАО) и зенитно-ракетных комплексов ПВО, что потребовало создания гусеничных и колёсных шасси с высокой проходимостью. По плану поставленному перед оборонной промышленностью на первую половину 70-х годов началась разработка «изделия 10» - унифицированного гусеничного шасси повышенной грузоподъёмности.
Разработка была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. За основу нового изделия был взят МТ-ЛБ, который выпускался этим заводом и эксплуатировался в войсках с 1964 года.
Для размещения большого количества аппаратуры требовалось увеличение внутреннего объёма и грузоподъёмности машины, что в свою очередь требовало увеличение мощности двигателя.

Кардинальными изменениями от МТ-ЛБ в конструкции новой машины, получившей наименование МТ-ЛБу стало следующее:

Изменение корпуса машины
удлинение корпуса на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка;
увеличение высоты машины на 200 мм, что позволило увеличить внутренний объём и переместить отсек управления сверху над трансмиссионным отделением. Если в МТ-ЛБ отсек управления находится в передней части машины через перегородку после трансмиссионного отсека, доступ к которому осуществлялся через капот снаружи машины, то на МТ-ЛБу механик водитель находится прямо над трансмиссионным отсеком, доступ к которому осуществляется через люки в полу;
поскольку по обоим бортам в кормовой отделении требовались места для размещения аппаратуры, вместо двух задних дверей открывающихся аналогично дверям на БМП-1, была установлена одна дверь по середине;
убрана пулемётная башня.
установка более мощного двигателя ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. (против 240 л.с. на МТ-ЛБ);
установка опускающихся гидродинамических щитков спереди и решёток сзади, улучающих управление машиной при движение на плаву;
установка вспомогательной силовой установки (с 1985 года), обеспечивавшей электропитание аппаратуры без включения ходового двигателя.

Описание конструкции

Лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом МТ-ЛБу предназначено для монтажа на нём различных объектов военной техники. В передней части корпуса находятся трансмиссионный отсек и отделение управления, за ними - у левого борта средней части корпуса - установлен двигатель, далее - кормовое отделение. Корпус МТ-ЛБу - цельносварной, коробчатой формы, изготовлен из броневой стали. Внутри разделён перегородками, панелями и поликами на функциональные отделения. Герметизирован, водонепроницаем. Обладает водоизмещением, позволяющим машине с номинальным грузом преодолевать водные преграды на плаву.

В трансмиссионном отсеке установлены механизмы силовой передачи, пневмосистемы, часть электрооборудования. Трансмиссия шасси состоит из главной передачи, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, карданных валов, бортовых передач, тормозов и управления механизмами поворота. Над трансмиссионным отсеком расположено отделение управления, отделённое от него съёмными поликами. Здесь в два рядя установлены четыре мягких сиденья. Переднее левое предназначено для механика-водителя. Оно регулируется по расстоянию от передней стенки, по высоте, наклону спинки в зависимости от роста и «габаритов» механика-водителя.

Перед сиденьем механика-водителя находятся рычаги управления и переключения передач, а также педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рукоятка управления ручной подачей топлива, щиток отопителя. На передней стенке размещены щиток приборов, вентилятор обдува, рукоятка управления фарой-прожектором и её выключатель. Наблюдение за дорогой и местностью ведётся через лобовые стекла, снабжённые стеклоочистителями, через шесть смотровых приборов. Лобовые стекла могут закрываться снаружи защитными крышками. На левом борту отделения установлены фильтро-вентиляционная установка, реле-регулятор, фильтр радиопомех, щиток нагнетателя, левый щиток приборов, блок питания прибора ТВН-2Б, аппарат А-4 переговорного устройства, выключатель батарей, редуктор привода к датчику пути навигационной аппаратуры, корпус прибора ТНПО-170А.

Двигательный отсек ограждён изоляционными панелями. Здесь находится силовая установка: двигатель с системами охлаждения, подогрева и смазки, а также топливной и воздушной. Дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8Н - многотопливный, 8-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, с газотурбинным наддувом. Номинальная его мощность - 300 л.с. при 2100 об/мин. В кормовой части корпуса машины, предназначенной для монтажа объектов техники и перевозки грузов, размещены отопитель (по правому борту) и топливные баки (по два на правом и левом бортах).

В ходовой части применена торсионная подвеска. С каждого борта расположено по семь обрезиненных пустотелых опорных катков из алюминиевого сплава. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Гусеница - стальная, мелкозвенчатая. Ширина гусеничных траков - 350 мм. На обледенелых дорогах, особенно на скользких подъёмах и спусках, к тракам гусениц могут крепиться добавочные грунтозацепы, имеющиеся в комплекте ЗИП. При движении по шоссе машина развивает скорость до 60 км/ч, при движении на плаву - 6 км/ч Запас хода по топливу - 500 км. Максимальный угол подъёма составляет 35°, а крена - 25°. Движение на плаву обеспечивается перемоткой гусениц. Для повышения их эффективности в передней части подкрылков устанавливаются гидродинамические щитки, а сзади опускаются кормовые решётки.

Электрооборудование изделия составляют: две аккумуляторные батареи, генератор, реле-регулятор, стартер, электродвигатели подогреватели, нагнетатели ФВУ, вентилятора обдува водителя и стеклоочистителей, свечи накаливания подогревателя и отопителя.
Аккумуляторные батареи – две стартерные кислотные (6СТ-190ТР), соединение батарей последовательное. Генераторная установка – Г290В-0.
Водооткачивающий насос – вихревой, двухсекционный. Подача одной секции насоса при противодавлении не более 0,1МПа (1кгс/см2) не менее 450 л/мин. Отопитель – ОВ-65.

Тактико технические характеристики МТ-ЛБу

Масса в рабочем состоянии – 11500-11800 кг
Масса монтируемых на изделии объектов – не более 4000 кг
Габаритные размеры:
~ длина – 7210 мм
~ ширина – 2850 мм
~ высота (по корпусу) – 2035 мм
Дорожный просвет (клиренс –)400 мм
Колея – 2500 мм
База – 4445 мм
Среднее удельное давление на грунт – 0,5 кгс/см2
Двигатель – ЯМЗ-238Н,
Номинальная мощность – 220 (300) кВт (л. с.)
Топливные баки – четыре (заправочный объем 550 л)
Максимальная скорость движения на сухой грунтовой дороге – не менее 60 км/ч
Средняя скорость при дви¬жении по грунтовой дороге – 26-32 км/ч
Средний расход топлива на 100 км пути – 100-120 л
Запас хода по топливу – не менее 500 км
Максимальный угол подъема – 350
Максимальный угол крена – 250
Скорость движения на плаву – 4-5 км/ч
Угол входа в воду – не более 200
Угол выхода из воды – не более 150

Модификации и машины на базе

МТ-ЛБу-М - в 2003 году на Мотовилихинском заводе был создан модифицированный вариант МТ-ЛБу-М. Вездеход МТ-ЛБу-М представляет собой модернизацию шасси МТ-ЛБу, в котором произведены следующие изменения:
увеличение высоты корпуса в водительском и рабочем отделениях с сохранением габаритов моторного отделения
установка застеклённых боковых дверей в водительском отделении
изменение лобового листа с установкой на нём увеличенных лобовых стёкол
установка стёкол на боковых стенках рабочего отделения
установка эффективных стеклоочистителей на лобовых стёклах
установка дополнительных поворотных осветительных фар с задней части изделия
установка сигнальных поворотных фонарей, повторителей поворотов, проблескового маячка, дополнительных осветительных плафонов в водительском и рабочем отделениях изделия
установка дополнительного электрообогревателя в водительском отделении
установка в крыше рабочего отделения увеличенного люка с крышкой для монтажа оборудования в рабочем отделении
установка аварийных люков в крыше водительского и рабочего отделений
установка деревянного пола в рабочем отделении
установка на стенки водительского и рабочего отделений обивки, состоящей из пенополиуритана, древесноволокнистой плиты и оклейка кожей, для обеспечения звуко- и теплоизоляции и улучшения внешнего вида внутри изделия

Транспортная машина переднего края ТМПК "МУЛ" на базе МТ-ЛБу

Предназначена для доставки боеприпасов, ГСМ и других материально-технических средств на позиции войск первого эшелона, действий в районах (зонах), требующих повышенной защиты перевозимых грузов и личного состава. Варианты применения машины:
- транспортная;
- транспортно-эвакуационная медицинская;
- транспортно-заряжающая для САУ;
- топливозаправщик.
Тактико-технические данные ТМПК "МУЛ"
База…………………………………………………………………………...МТ-ЛБу
Масса, т: машины…………………………………………………………..11,3
перевозимого груза………………………………………......………………4
Экипаж, чел………………………………………………………….………………2
Площадь грузовой платформы, м2…………………………………..6,5
Объем заброневого пространства грузового отсека, м2...8
Запас хода по топливу, км………………………………………………500
Бронирование……………………………………………...противопульное
Вооружение………………………………………………...7,62-мм пулемет

Несмотря на огромное число выпущенных машин и широкое распространение, история многоцелевого тягача легкобронированного (МТ-ЛБ) до сих пор остается довольно малозученной, с многочисленными "белыми пятнами". Нашему блогу удалось пообщаться с ветераном Советских и Российских вооруженных сил полковником N, который любезно согласился рассказать об истории этой легендарной машины.

МТ-ЛБ принят на вооружение в 1964 году. И изначально это машина планировалась как дешевый тягач, с использованием автотракторных комплектующих, в этом ее уникальность?

Говоря об истории можно вернуться еще дальше, к истории появления артиллерийских тягачей. Известно, что с изобретением пушек вопрос их перемещения на передовую был одним из важнейших при проведении боевых операций. Самыми первыми «тягачами», разумеется, стали лошади. И даже до конца Великой Отечественной войны в артиллерии лошади оставались одной из основных тяговых сил. При этом на позиции надо было доставить не только орудие, но и расчет, а также и боеприпасы. Поэтому естественным было желание военных механизировать эту тягу. Сначала стали использовать обычные сельскохозяйственные трактора, но они были плохо приспособлены для доставки орудий по бездорожью с высокой скоростью. Поэтому, после завершения Великой отечественной войны, задача повышения мобильности артиллерии оставалась одной из приоритетных задач командования Советской Армии, в итоге Харьковский тракторный завод (ХТЗ) получил задание создать быстроходный артиллерийский тягач для буксировки артиллерийских систем массой до 6 т, и в мае в 1947 г. было организовано конструкторское подразделение по созданию легкого артиллерийского тягача. В начале 1950-х гг. работы завершились созданием машины под названием АТ-Л («артиллерийский тягач легкий»). У него была кабина от грузового автомобиля ЗиС-164, кузов и пятикатковая ходовая часть. То есть, по сути, автомобиль, но на гусеницах. С довольно высокой скоростью (до 42 км/ч) он мог буксировать артсистемы массой до 6 тонн, при этом в кузове располагались боекомплект и расчет. Затем, во второй половине 1950-х гг., ХТЗ создал такую машину как ГТ-Т, гусеничный снегоболотоход, который был передан для серийного производства на Рубцовский машиностроительный заводе.

Ремонт бронированных тягачей МТ-ЛБ в цехе АО "Ремдизель". Набережные Челны, июль 2016 года (с) bmpd

После освоения серийного производства очень удачного тягача АТ-Л, у военных возник вопрос: почему при буксировке орудия вблизи линии фронта расчет и боекомплект не защищены. И была поставлена задача создать, с одной стороны, тягач быстроходный с высокой проходимостью и большей грузоподъемностью, а с другой, который бы имел противопульную броневую защиту расчета и боекомплекта, а также легкое вооружение для защиты. Результатом этих работ и стал МТ-ЛБ, который имел все эти характеристики и мог перевозить орудия массой до 6,5-7 тонн. При этом он мог еще и преодолевать водные преграды вплавь. А когда военные оценили его возможности, на его базе стали появляться новые модификации. В первую очередь снегоболотоход МТ-ЛБВ. До этого ни у кого не было бронированных снегоболотоходов. Хотя грузоподъемность у него несколько снизилась, но основные параметры остались практически те же, а удельное давление на грунт уменьшилось почти в два раза, и он буксировал более легкие системы. Но даже сегодня по совокупным показателям аналога этому снегоболотоходу в классе легких военных гусеничных машин (ВГМ) нет.


МТ-ЛБ, прибывший на ремонт на АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

Кстати, в ходе создания нового артиллерийского тягача работа велась по двум машинам-бронированной и небронированной. И в итоге военные выбирали из двух машин. Первая - это МТ-ЛБ, а вторая МТ-Л. Эти машины имели очень высокую унификацию, т.е. уже тогда в определенной мере предлагался вариант создания не одной машины, а, как это стало позднее называться, семейства машин. В итоге военные остановились на бронированном варианте, а МТ-Л был выпущен небольшой партией, так как ХТЗ не мог параллельно выпускать две машины. Интересно, что некоторые МТ-Л сохранились до настоящего времени, и владельцы их берегут. МТ-Л попали и в Вооруженные силы, но как вспомогательное средство.

Элементы ходовой части МТ-ЛБ (с) АО "Ремдизель"

Конструкция МТ-ЛБ оказалась настолько удачной, а его характеристики были столь высоки, что спустя небольшое время с момента принятия на вооружение, МТ-ЛБ был востребован в качестве шасси для установки комплексов вооружения. Это ЗРК «Стрела-10», ПТРК «Штурм-С», станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и ряд других. А затем, в ответ на современные требования, возникла необходимость в создании самоходных артиллерийских установок, в частности гаубиц, и в конце 1960-х гг. появилась еще одна машина семейства - 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», высоко унифицированная с МТ-ЛБ. И одновременно с ней нужно было разрабатывать и оснастить армию машинами управления огнем. Причем не только для «Гвоздики», но и для самоходной гаубицы 2С3 «Акация». И такая машина была создана на базе узлов МТ-ЛБ - это МТ-ЛБу, которая стала одной из наиболее массовых в семействе. Причем все машины разрабатывались в Харькове, кроме одной, которая не пошла в серию. Она разрабатывалась с участием специалистов ХТЗ на заводе-дублере во Владимире.


Владимирский тракторный завод (ВТЗ) во второй половине 1980-х гг. начал осваивать производство МТ-ЛБ и его шестикатковых модификаций. В итоге на ВТЗ было сделано небольшое количество машин, причем первоначально это была отверточная сборка машинокомплектов из Харькова. На заводе был создан небольшой конструкторский коллектив, который приступил к выполнению ОКР по созданию машины технической помощи в тесном сотрудничестве с ХТЗ. На ВТЗ разработали и изготовили опытные образцы машины технической помощи МТП-ЛБ. Это не ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ). МТП должна была обеспечивать обслуживание машин в труднодоступных местах, с проходимостью МТ-ЛБ и возможностью плавать. На ней установлена стрела, лебедка, размещен инструмент и ряд других элементов. Образцы МТП даже прошли предварительные испытания, но наступило время горбачевской демократии и гласности, которые усугубили разногласия руководства завода с тогда еще Главным автомобильным управлением (ГЛАВТУ) Министерства обороны СССР. В итоге завод не только не приступил к выпуску новых машин, но и прекратил подготовку производства и изготовление тех модификаций, которые планировались изначально (МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ).

Почему было передано производство в Польшу и Болгарию?

Производство стали передавать в первой половине 1970-х гг., когда ХТЗ не мог обеспечить возросший объем заказов. Болгария и Польша входили в Совет экономической взаимопомощи и Варшавский договор и сами были одними из крупных потребителей этой техники. При этом большое количество их машин поставлялось и в СССР. Польша специализировалась на МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания, так как ХТЗ эту машину не выпускал. Болгары же делали почти всю номенклатуру, кроме некоторых шасси.


Тягачи МТ-ЛБ в цеху АО "Ремдизель" после проведения капитального ремонта (с) АО "Ремдизель"

Кто был лучше по качеству из трех заводов?

На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Все они делались по одной документации и в единой системе качестве и военной приемки, и в серийно выпускаемые изделия на зарубежных заводах самостоятельно изменений не вносилось без согласования с головным разработчиком. Они вносили изменения в технологию производства, что было связано с применением того или иного оборудования. Везде были наши военпреды. Безусловно, при освоении качество всегда ниже, нежели когда все отработано и проверено. И там были проблемы, но их устраняли. В итоге машины между собой отличить почти невозможно.

А были у них амбиции сделать что-то свое на базе МТ-ЛБ?

Были, и они делали. У болгар широко известны машины БМП-23 и БМП-30 на базе семикаткового шасси 2С1. Поляки на базе шестикатковой машины делали санитарную и семикатковую инженерную машины, но делали их только для собственных нужд.

Имелись ли в СССР планы сделать на базе МТ-ЛБ настоящую боевую машину?

Как мне известно, этот вопрос всерьез не рассматривался. Ведь в те времена выпускалось большое количество БМП-1 и БМП-2. А машины семейства МТ-ЛБ предназначались для выполнения вспомогательных задач, то есть они оставались машинами не переднего края. К слову, снегоболотоходные модификации МТ-ЛБ, такие как МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ, использовались на Дальнем Востоке и Крайнем Севере фактически как БМП, имея вооружение в виде башенных установок с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Машина с крупнокалиберным пулеметом была создана в конце 1970-х гг., и с началом войны в Афганистане оказалась очень востребованной.

Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 "Метеорит" на шасси МТ-ЛБ, АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

А что можно рассказать об ОКР «Планер», насколько сильно новая машина отличалась от МТ-ЛБ?

Отличалась она примерно «Жигули»- «классика» от «Жигули» - «восьмерки», если не больше. Техническое задание на новую машину было выдано примерно в 1985-1986 гг. Рассматривались разные варианты его комплектации. Техническое задание выдавало ГЛАВТУ МО СССР на основе понимания и осмысления военными опыта эксплуатации МТ-ЛБ. Предполагалось повысить защитные возможности, увеличить удельную мощность и грузоподъемность, массу буксируемого орудия (более 6 тонн) и ряд других улучшений. Но, к сожалению, эта работа не закончилась положительным результатом.

Многоцелевое гусеничное шасси 2Ф79 «Планер-1» (с) otvaga2004.mybb.ru

Из-за событий 1991 года?

Нет. Крест на «Планере» был поставлен еще до распада СССР. По моему субъективному мнению, когда Министерство обороны СССР в лице ГЛАВТУ спустя 30 лет после начала производства МТ-ЛБ не изменило своих взглядов и пошло по пути воспроизводства идеи транспортера-тягача. Транспортер-тягач, как таковой, уже был не нужен в существующем виде. Это были пережитки прошлого. Все армии шагнули вперед в части обеспечения себя самоходными артиллерийскими комплексами. А транспортировать грузы - с этим бы справился и МТ-ЛБ, причем он делает это до сих пор, спустя 30 лет после того, как «похоронили» «Планер», и продолжает доказывать, что его возможности не были исчерпаны и в 1990 году.


Макетный образец шасси под самоходные артиллерийские установки «Пат» и «Спрут», отправленный в Подольск для проведения опытных работ (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru

В итоге идея создания «такой же машины, только новее», которой руководствовался заказчик, показала, что создать достойную замену МТ-ЛБ по всем параметрам (в первую очередь, ее небольшие размеры и компактность, уникальная проходимость, небольшой вес и т.д.). А когда создавался «Планер», то в ТТЗ были прописаны высокие современные требования, особенно по обитаемости и эргономике (чтобы экипаж и расчет могли бы находиться в нем до 24 часов без выхода, комфортные условия для работы и размещения людей, у водителя была предусмотрена «поза отдыха»), наличие гидрообъемной передачи и т.д. А требования, основанные на новых стандартах, в результате превратили машину в монстра, который при остальных показателях, схожих с МТ-ЛБ, значительно «переплюнул» его по весу, сложности, проблемам эксплуатации и цене. Машина в итоге получилась массой 14-15 тонн, при этом все остальное было на уровне МТ-ЛБ. И когда все увидели «товарища Планера», то сказали: «что-то не то». И слава Богу, что не дошло дело до изготовления его в металле. Были выполнены работы на этапе технического проекта, и после его защиты было принято решение дальше работы не проводить и не изготавливать опытный образец.

При этом «Планер» был не единственной новой машиной в тот момент. Учитывая положительный опыт производства и эксплуатации семейства машин на базе МТ-ЛБ, планировалось создание нового семейства машин. Кроме «Планера», были «Планер-1», «Пат» и «Спрут». «Планер-1» -это новое шасси взамен МТ-ЛБу, а «Пат» и «Спрут» -это самоходные артиллерийские установки. Полная масса этих машин приблизилась к 20 тоннам.


Возможно изображение макетного образца (прототип) САУ «Пат» на том же шасси (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru

То есть, после неудачи с «Планером» Министерство обороны решило провести большую модернизацию МТ-ЛБ?

Это сильно сказано. Тогда ГЛАВТУ МО СССР, которое во главу всего ставило транспортер-тягач, предложило провести его модернизацию. Но слово «модернизация» не звучало, а было «совершенствование». Предлагалось сделать хоть что-то. Например, управление, которое вызывало нарекания. Были проведены работы по уходу от управления рычагами к удобному штурвальному управлению, были внесены изменения в подвеску, были работы и по корпусу, и по силовой установке (новый 300-сильный дизель Ярославского завода) и др.


Отремонтированные тягачи МТ-ЛБ готовы к передаче заказчику (с) АО "Ремдизель"

А во времена СССР МТ-ЛБ поставлялись гражданским заказчикам?

Они не могли поставляться гражданским потребителям, так как у этой машины бронированный корпус. Но на закате СССР, в 1989-1990 гг. ХТЗ начал работать с народным хозяйством, в первую очередь, с геологами и геофизиками (Министерство геологии СССР), для того, чтобы создать для них наиболее подходящую машину, в первую очередь, по проходимости. Им была нужна замена тягачу АТ-Л и снегоболотоходу ГТ-Т. В Мингеологии появились энтузиасты этого направления, и даже нашлись заказчики в Красноярском крае. Были сделаны два вида машин: на базе МТ-ЛБ вариант с максимальной унификацией и минимальными изменениями от серийной машины- снегоболотоход ХТЗ-3Н (с использованием элементов бронированного корпуса) и на базе семикаткового МТ-ЛБу машина ХТЗ-10Н. Обе машины прошли эксплуатационные испытания, понравились потенциальным заказчикам. Затем была создана специальная машина - ХТЗ-10НК. Она была шестикатковая, но с довольно объемным корпусом, нечто среднее между МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Пошла она в производство после 1991 г. И таких машин было выпущено достаточно много, в основном для Сибири. Только вместо геологов эти машины стали покупать нефтяники, газовщики и энергетики. А потом пошел процесс демилитаризации, когда на рынке появилось много машин, выведенных из состава Вооруженных Сил. По имеющимся сведениям, были проработки по установке различных двигателей, в том числе и КАМАЗа. Но учитывая пожелания потребителей, его ставить не стали. Да. Несмотря на то, что эта машина начиналась как легкий артиллерийский тягач, но как часто бывает у нас, проблемы и ограничения служат причиной создания многофункционального изделия. Как узкоспециализированная машина, МТ-ЛБ не использовался, при этом не является идеальным, но по совокупности показателей ему нет равных. У американцев был создан БТР М113, и по числу выпущенных машин их было больше, чем машин семейства МТ-ЛБ. Но М113 более специализированная, не тяговая машина. Машин семейства МТ-ЛБ на трех заводах было выпущено порядка 55000 единиц, а М113 - около 70000. Можно ли говорить о том, что замены для МТ-ЛБ в ближайшие годы не будет? Ведь все попытки сделать улучшенный МТ-ЛБ приводили к тому, что получалось то же самое.

Получалось хуже. Дважды в одну и ту же реку не войдешь. Хотя желание сделать лучше всегда было, но результата не было. А в 1964 году никто не задумывался, каков будет жизненный цикл этой машины. И никто не мог предположить, что она более 50 лет будет стоять на вооружении. МТ-ЛБ еще может послужить. Ведь большую роль играет то, что это машина не переднего края. И лет 10 она еще достойно будет удовлетворять потребности армии. А в народном хозяйстве все будет определяться физическим износом и возможностью восстановления.

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.

За полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности

История многоцелевых бронетранспортёров семейства МТ-ЛБ, получивших в войсках прозвище «мотолыги», берёт свое начало в первой половине 1960-х годов, когда командование Вооружённых сил СССР приняло решение о замене устаревших гусеничных артиллерийских тягачей АТ-П на новую бронированную машину для буксировки орудий, а также перевозки расчётов и военных грузов. Поскольку машина расценивалась как вспомогательная, то в целях экономии времени и средств было принято решение о её создании на базе уже спроектированного, но ещё не запущенного в производство гражданского транспортёра МТ-Л путём разработки нового бронированного корпуса. Разработка проекта нового транспортёра была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. Проектные работы завершились в 1964 году, а серийное производство машины началось двумя годами позже.

МТ-ЛБ в базовом варианте – тягач противотанковой пушки МТ-12П «Рапира». На крыше в кормовой части видны ящики с боеприпасами для орудия, штатный пулемёт ПКТ временно снят. Машина оснащена устройством для самоокапывания, расположенным на корме корпуса. Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 года
Источник: topwar.ru

Транспортёр МТ-ЛБ спроектирован по следующей схеме: трансмиссионное отделение (в нём смонтированы коробка передач и механизм поворота, составляющие единый блок); отделение управления (отделено от трансмиссионного броневой перегородкой, в нём размещаются сиденья механика-водителя и командира); моторное отделение (расположено за отделением управления с левого борта машины, в нём расположены двигатель и главный фрикцион); транспортно-грузовое отделение (занимает кормовую часть машины и связано с отделением управления лазом вдоль правого борта).


Десантное отделение МТ-ЛБ. Впереди за проходом видно командирское сиденье и радиостанция Р-123М, в левом верхнем углу – нагнетатель-отопитель; слева и справа – сиденья для десанта; под ними – топливные баки. Посёлок Тоцкое, март 2003 года
Источник: otvaga2004.ru

Водонепроницаемый корпус МТ-ЛБ сварен из стальных плит небольшой толщины и обеспечивает ограниченную защиту от стрелкового оружия (от винтовочной пули патрона 7,62х54 на дистанциях более 200 м). Броневая защита транспортёров вызывала многочисленные нарекания со стороны участников локальных конфликтов, пытавшихся усилить её всеми доступными способами, начиная от обкладывания мешками с песком и заканчивая установкой элементов активной брони.


МТ-ЛБ с дополнительными элементами бронирования из состава 2-го мотострелкового батальона корпуса народной милиции ЛНР. Полигон Новопавловка (район Луганска), март 2015 года
Источник: dnr-news.com

Ходовая часть машины состоит из двенадцати опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц. Транспортёр способен осуществлять перемещение по воде за счёт перемотки гусениц. Изначально машина проектировалась для буксировки артиллерийских систем калибром до 100 мм (в том числе БС-3 и МТ-12), перевозки грузов, а также для использования её в качестве санитарных машин переднего края.


МТ-ЛБ санитарной роты 71-го мотострелкового полка 42-й мотострелковой дивизии. Чечня, июль 2000 года
Источник: topwar.ru

За полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности. К семейству МТ-ЛБ относятся собственно сами транспортёры типов МТ-ЛБ, МТ-ЛБу (удлинённая модификация, разработанная в конце 60-х годов), МТ-ЛБМ, МТ-ЛБУМ (модификации, разработанные в ОАО «Муромтепловоз» и прошедшие войсковые испытания в 2001 и 2003 годах соответственно).

Тактико-технические характеристики транспортёров МТ-ЛБ, МТ-ЛБу и МТ-ЛБМ

МТ-ЛБ

МТ-ЛБу

МТ-ЛБМ

Боевая масса, т

Экипаж, человек

Габаритные размеры, мм

нет данных

Двигатель

ЯМЗ-238В, мощностью 240 л. с.

ЯМЗ-238Н, мощностью 300 л. с.

ЯМЗ-238Б-3, мощностью 300 л. с.

Число опорных катков

Удельное давление на грунт, МПа

Скорость хода, км/ч

по пересечённой местности

нет данных

нет данных

нет данных

Запас хода, км

Боевые машины мотострелковых подразделений

В отличие от послевоенных доктрин, рассматривавших мотопехоту как однородную массу, современная теория разделяет её на несколько типов в соответствии с уровнем подготовки и кругом боевых задач. В соответствии со спецификой решаемых задач формулируются и требования к боевым машинам моторизованной пехоты.

Требования к боевым машинам различных видов мотопехоты

Тип пехоты

Ударная

Обычная

Лёгкая

Специальная

Боевые задачи

Наступательные операции против сплошной обороны противника, организация обороны на необорудованных рубежах

Наступательные операции против очаговой обороны противника, организация обороны на слабооборудованных рубежах

Организация обороны на оборудованных рубежах

Ведение наступательных и оборонительных действий в зонах со сложным рельефом или особыми климатическими условиями

Задачи боевых машин

Транспортировка личного состава в зоне боёв, огневая поддержка в ходе проведения наступательного и оборонительного боя

Транспортировка личного состава к территориям, приближенным к зоне боёв, огневая поддержка на марше

Транспортировка личного состава на территориях, приближенных к зоне боёв, огневая поддержка в ходе оборонительного боя на позициях или на марше

Уровень требований к боевым машинам

Огневая мощь

Бронирование

Проходимость

Для вооружения моторизованных подразделений ударной пехоты, как правило, используются машины на гусеничном ходу, с артиллерийским вооружением и серьёзным бронированием (существуют даже сверхтяжёлые БМП, созданные на базе основных танков). В силу дороговизны таких БМП основную массу моторизованных подразделений вооружают бронетранспортёрами на колёсном ходу. Колёсные бронетранспортёры имеют сопоставимые боевые возможности для ведения обороны при более низкой стоимости производства и эксплуатации, поэтому обычная пехота, как правило, вооружается БТРами. В свою очередь, лёгкая моторизованная пехота предназначена скорее для охраны тыловых районов и неответственных участков фронта, поэтому для транспортировки таких подразделений, как правило, используется автотранспорт (ведущие армии мира используют специальный колёсный транспорт с противопульным бронированием, а большинство стран – обычный автотранспорт с полным приводом). Специальные подразделения пехоты предназначены для ведения боевых действий в горах, лесистой и болотистой местности, условиях Крайнего Севера. В подобных условиях большее значение имеет не бронирование (наступательный бой чаще всего ведётся в пешем строю, а в случае ведения оборонительного боя технику можно укрыть в окопе), а следующие факторы:

  • высокая проходимость и большая удельная мощность;
  • надёжность в эксплуатации, простота в обслуживании и ремонте;
  • удобство действий членов экипажа, размещения десанта и военного имущества во время выполнения служебно-боевых задач при длительном отрыве от мест постоянной дислокации или базовых центров.

Транспортеры семейства МТ-ЛБ, обладающие высокой проходимостью и достаточной грузоподъёмностью для установки крупнокалиберного стрелкового или мелкокалиберного артиллерийского вооружения, несмотря на слабое бронирование, оказались эффективными для использования в моторизованных подразделениях, действующих в лесах, горах или болотистой местности.


МТ-ЛБ на занятиях по боевой подготовке. Посёлок Тоцкое, июль 2003 года
Источник: topwar.ru

В Советском Союзе были разработаны следующие модификации транспортёров семейства МТ-ЛБ, использующиеся в качестве боевой машины моторизованной пехоты:

  • МТ-ЛБВ – снегоболотоходный вариант транспортёра МТ-ЛБ, разработанный для вооружения моторизованных подразделений, дислоцированных в арктических и субарктических районах (состоял на вооружении 54-й, 64-й, 111-й и 131-й мотострелковых дивизий Ленинградского военного округа). На МТ-ЛБВ использовались гусеницы, расширенные с 350 до 670 мм. Масса машины составляет 10,35 т, длина – 6454 мм, ширина – 3150 мм, высота – 1865 мм. Транспортёр вооружён пулемётом ПКТ калибра 7,62 мм и способен буксировать прицеп массой до 4 т;
  • МТ-ЛБВМ – версия с установкой вместо башни с пулемётом ПКТ более крупного открытого боевого модуля с 12,7-мм пулемётом НСВТ;
  • МТ-ЛБВМК – версия с установкой 12,7-мм пулемёта «Корд» и двигателя ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.);
  • МТ-ЛБВМ1К – версия, приспособленная для использования в высокогорных районах с установкой 12,7-мм пулемёта «Корд», двигателя ЯМЗ-238БЛ-1 (мощность – 310 л. с.), новой радиостанции и более мощного отопителя.

После распада СССР производители в России («Муромтепловоз», «Курганмашзавод») и Украине (Харьковский тракторный завод) создали собственные модификации бронетранспортёров для моторизованных пехотных подразделений.

Российские модификации

В Российской Федерации на основании предложений 21-го Научно-исследовательского института автомобильной техники специалистами ОАО «Муромтепловоз» были разработаны две параллельные линейки модификаций транспортёров 6МА и 6МБ, основное отличие которых состоит в использующихся боевых модулях (от БТР-80 и БТР-80А соответственно).

МТ-ЛБМ (изделие 6МА) – вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, аналогичной боевому модулю бронетранспортёра БТР-80 (14,5-мм пулемёт КПВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ). Масса – 11,49 т; длина – 6450 мм; ширина – 2845 мм; высота – 2200 мм. Грузоподъёмность – 1 т (машина способна буксировать прицеп массой до 6,5 т); количество посадочных мест – 10 (включая водителя); среднее удельное давление на грунт – 0,046 МПа; двигатель – ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.); запас хода – 500 км.


МТ-ЛБМ (изделие 6МА)
Источник: topwar.ru

МТ-ЛБМ существует в нескольких версиях, отличающихся установленным на них вооружением:

  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА1) – машина с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА4) – гибридная версия проектов 6МА1 и 6МА2 с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ, пулемёта ПКТ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА2) – машина с 23-мм автоматической пушкой 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23) вместо пулемёта КПВТ;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА3) – машина, по огневой мощи максимально приближенная к БМП. Вооружена четырьмя пусковыми установками ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемётом ПКТМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГС-30 «Атлант». Угол возвышения оружия – до +50 градусов; башня оснащена электроприводом наведения. Установлен двигатель ЯМЗ-238БЛ (мощность – 310 л. с.) и трансмиссия с гидрообъёмной передачей;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МА4) – машина, вооружённая 23-мм автоматической пушкой КПВБ, 7,62-мм пулемётом ПКТМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 (приводы оружия – ручные);
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ) – вариант МТ-ЛБМ с 30-мм пушкой 2А72, башенная установка аналогична той, что устанавливается на бронетранспортёр БТР-80А. Масса – 11,92 т; длина – 6509 мм; ширина – 2865 мм; высота – 2580 мм. Грузоподъёмность – 1 т (машина способна буксировать прицеп массой до 6,5 т); количество посадочных мест – 10 (включая водителя); среднее удельное давление на грунт – 0,046 МПа; двигатель – ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.); запас хода – 500 км.


МТ-ЛБМ (изделие 6МБ)
Источник: topwar.ru

  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ2) – версия с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя». Оружие вынесено из башни (угол вертикальной наводки составляет до +70 градусов). Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет дневной и ночной прицелы;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ3) – версия с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6МБ4) – версия с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»;
  • МТ-ЛБМ1 (изделие 6М1) – версия с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1 мощностью 300-310 л. с. и механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом;
  • МТ-ЛБМ1А7 – версия с башенной установкой, вооружённая 12,7-мм пулемётом «Корд» (боекомплект – 1050 патронов), пулемётом ПКТ (боекомплект – 2000 патронов) и гранатомётом АГС-17 (боекомплект – 200 выстрелов). Оснащён системой 902В для постановки дымовых завес. Экипаж – 3 человека; десант – 8 человек;
  • МТ-ЛБМ1Б2 – версия с башенной установкой, вооружённая 30-мм пушкой 2А42, пулемётом ПКТ и гранатомётом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 выстрелов соответственно. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортёра БТР-80А. Экипаж – 3 человека; десант – 6 человек;
  • МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б3). Машина имеет следующие особенности: дизельный двигатель ЯМЗ-238Б-3 с турбонаддувом (мощность – 300 л. с.); гидрообъёмный механизм поворота; амортизаторы повышенной энергоёмкости; сервирование приводов управления; штурвальное управление приводом поворота. Живучесть машины обеспечивают защитные противоминные поддоны, система ППО, автономные водооткачивающие насосы и водоизмещающие крылья. Масса – 12,7 т. Машина вооружена усовершенствованной башенной установкой, на которой монтируется 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17, 12,7-мм пулемёт «Корд» и спаренная 23-мм автоматическая пушка ГШ-23;


МТ-ЛБМ (изделие 6М1Б3)

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама