THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Газпром» был самой дорогой компанией России до апреля 2016 г. – тогда «Роснефть» впервые его обогнала: ее котировки подняла хорошая отчетность, от «Газпрома» положительных новостей не было.

Год назад первым стал Сбербанк. И сейчас он лидер по капитализации на Московской бирже: 4,87 трлн руб. на 19.00 четверга. За год Сбербанк подорожал почти на 1,4 трлн руб. Аналитики объясняют рост его котировок отличными результатами: чистая прибыль Сбербанка по РСБУ за девять месяцев 2017 г. составила 496 млрд руб., на 31,7% больше, чем за девять месяцев 2016 г.

В среду и «Газпром» отчитался за девять месяцев по МСФО: выручка выросла на 7,4% по сравнению с девятью месяцами 2016 г. и достигла 4,6 трлн руб. Немного увеличилась и выручка от продажи газа в Европу – основной рынок компании, физические поставки выросли на 8%. Инвестпрограмма «Газпрома» на 2017 г. после корректировки увеличилась с 911 млрд до 1129 млрд руб., а в 2018 и 2019 гг. она составит 1,28 трлн и 1,4 трлн руб. соответственно.

Секретный фарватер «Газпрома»

Дания сможет блокировать строительство «Северного потока – 2» в своих территориальных водах: 30 ноября ее парламент принял поправки к закону о континентальном шельфе, чем принципиально изменил процесс согласования трубопроводов, сообщило Reuters. «Северный поток – 2» должен был пройти в нескольких километрах восточнее острова Борнхольм, но теперь маршрут может стать недоступным для «Газпрома».
По прежнему датскому закону заявку «Северного потока – 2» должно было рассматривать Датское энергетическое агентство, а отказать оно могло только из-за негативного воздействия проекта на окружающую среду. В том же коридоре проложен первый «Северный поток – 1», так что отрицательное заключение было маловероятно. Новый закон передает согласование МИДу – он может блокировать проект из внешнеполитических соображений..
Правительство Дании против «Северного потока – 2» – новая труба увеличит зависимость Европы от российского газа, говорил в сентябре министр иностранных дел страны Андерс Самуэльсен. А депутат от Народной партии Дании (вторая по представительству политическая сила в стране) Мари Краруп предполагала, что парламент решит закрыть для проекта территориальные воды..
«Газпром» готов к этому и изучает альтернативные маршруты для трубы, говорил финансовый директор Nord Stream 2 AG Пол Коркоран, например через исключительную экономическую зону Дании севернее Борнхольма. Как изменится протяженность и стоимость газопровода, Коркоран не сказал. «Мы продолжаем работать по плану и поданной заявке и следим за развитием ситуации», – сообщил официальный представитель «Газпрома». Маршрут оптимален с точки зрения нормативной базы, экологии и безопасности», – заверил представитель Nord Stream 2 AG и отказался говорить, как скажется на них изменение маршрута.
Стоимость «Северного потока – 2» (55 млрд куб. м газа в год) – $9,5 млрд, длина – 1200 км: через территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, датский участок – 139 км. Строительство подводной части должно начаться в 2018 г., к концу 2019 г. труба должна быть готова..
Артур Топорков

Отчетность «Газпрома» повлияла на котировки, из-за чего и произошла локальная смена лидера по капитализации, как называет ситуацию аналитик Промсвязьбанка Илья Фролов: «Но у «Роснефти» преимущество – рост цен на нефть может сформировать у нее положительный свободный денежный поток, а при сопоставимой EBITDA капитальные вложения у нее ниже, чем у «Газпрома», почти вдвое».

«Финансовые результаты «Газпрома» гораздо лучше, чем все ожидали. Связано это и с ростом продаж газа в Европу, и с ростом цен. Свободный денежный поток также выше ожиданий», – говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук, но рыночная цена «Газпрома» будет во многом зависеть от выполнения инвестпрограммы, однако она слишком велика, чтобы компания смогла увеличить дивиденды: «Если капитальные вложения будут снижаться, будет свободный денежный поток, который можно направить на дивиденды, «Газпром» будет стоить дороже». Но, прогнозирует Полищук, капитальные вложения вырастут и денежный поток будет невелик.

У акций «Роснефти» вероятность вырасти больше: компания увеличит добычу нефти. Но и «Роснефть», и «Газпром» дешевле западных конкурентов, напоминает Полищук: «Риски в России выше в понимании инвесторов».

«Акции «Газпрома» и «Роснефти» по-прежнему привлекательны для инвесторов, компании крайне дешевы из-за санкционных и других политических рисков, – подсказывает президент «Финама» Владислав Кочетков. – Обе бумаги достойны включения в портфель, но с точки зрения ликвидности «Газпром» интереснее «Роснефти». Их капитализация, скорее всего, и будет примерно одинаковой».

Котировки обеих компаний сильно просели: пик был в начале января – 158 руб. у «Газпрома», 420 руб. у «Роснефти»; а в четверг при закрытии – 132,15 и 293,6 руб.

В «Роснефти» и «Газпроме» не ответили на запросы «Ведомостей».

О скором паритете капитализации «Роснефти» и «Газпрома», который якобы изменит «баланс сил в Кремле», в экспертном сообществе была воспринята нейтрально - мало ли на какие гримасы способен фондовый рынок. В то же время многие аналитики, включая автора этих строк, небезосновательно увидели в рядовом, на первый взгляд, сообщении скрытый подтекст, направленный на подогревание мнимого противостояния крупнейших госкомпаний.

Конфронтационная нотка (взятая, замечу, по итогам тривиального общения Bloomberg с несколькими российскими фондовыми специалистами) была незамедлительно подхвачена многими изданиями. Помимо «изменения баланса сил в Кремле», то и дело попадались глубокомысленные умозаключения о «трениях» между Игорем Сечиным и Алексеем Миллером, об «исторической рокировке» или о повышении «влияния и лоббистских возможностей».

Да что там, лидерство по капитализации, оказывается, поможет «Роснефти» лишить «Газпром» «монополии на рынке экспорта газа»! По этой логике, утрата «Роснефтью» первенства приведет к возврату «Газпрому» монополии на газовый экспорт. Чего только не напишешь, чтоб поддержать рейтинги изданий.

Впрочем, в одном Bloomberg прав, когда пишет, что «с тех пор, как Владимир Путин пришел к власти в 1999 году, он использовал нефтегазовые богатства страны для восстановления экономики после коллапса 1990-х». Более того, именно этот пассаж чаще других цитируется в иностранной бизнес-прессе . Для выполнения задачи «Роснефть» и «Газпром» должны были обрести государственный статус, что и было сделано в нулевые.

И вот теперь, по версии Bloomberg, государство может допустить, чтобы с таким трудом воссозданная нефтегазовая отрасль вновь пошла трещинами, да еще из-за столь малозначимых поводов, как спор между двумя давними соратниками, возглавляющими сырьевые гиганты, о судьбе монополии на экспорт газа! А рутинное для конкуренции «тщательное изучение ежеквартальной отчетности, уровня налогов и взносов, дивидендной политики» преподносится чуть ли не как война всех против всех.

Теперь о сути новости. В последнее время капитализация «Газпрома» превышает рыночную оценку «Роснефти» приблизительно на 3 миллиарда долларов, тогда как в 2008 году разница составляла более 250 миллиардов долларов. Однако такое сопоставление не вполне корректно: в 2008 году «Роснефть» даже не задумывалась о приобретении ТНК-ВР, да и конфликтом между российской (точнее, офшорной) Alfa Access Renova и британской ВР, двумя равными акционерами ТНК-ВР, как говорится, и не пахло. По совпадению, до 1995 года, когда образовалась ТНК, ее активы входили как раз в государственную «Роснефть».

Иное дело - сегодня, когда мировая сырьевая отрасль существует в условиях низких цен на commodities, а применительно к российским компаниям - еще и санкций. К тому же сокращать ниже контрольной долю государства и в объединенной «Роснефти», и в «Газпроме» российские власти не планируют.

В октябре 2015 года «Роснефть» единственная из российских энергокомпаний вошла в первую десятку традиционного ежегодного рейтинга агентства Platts. Компания стала десятой («Газпром» - 43-м), тогда как годом ранее «Роснефть» занимала 6-е место, а «Газпром» - 4-е. По мнению Platts, «Газпром» больше других пострадал от девальвации рубля (существенная часть добытого концерном природного газа реализуется внутри страны), что в свою очередь привело к определенным сложностям в выплате долгов в иностранной валюте и продлении кредитных линий.

Как известно, инвесторы оценивают компанию, в том числе, исходя из ее способности генерировать наличность. По оценке аналитиков Morgan Stanley, Goldman Sachs и Merrill Lynch, у «Газпрома» в ближайшие годы будет отрицательный свободный денежный поток, в то время как у «Роснефти» данный показатель будет расти. Неудивительно, что все крупнейшие инвестиционные аналитики дают рекомендации покупать акции «Роснефти» и продавать акции «Газпрома».

Более эффективной в сравнении с газпромовской выглядит и операционная модель «Роснефти». Растут запасы, снижаются капитальные затраты, в том числе за счет использования внутреннего нефтесервиса. Компании мало того, что удается удерживать рост операционных затрат на уровне ниже инфляции, так еще и операционные затраты более чем в полтора раза ниже чем у ближайшего российского конкурента (2,7 доллара у «Роснефти» и 4,5 доллара на баррель нефтяного эквивалента у «Газпром нефти»).

Важно отметить и то, что внутренняя норма доходности у «Роснефти» более 20 процентов. При этом даже в таком распиаренном проекте «Газпрома», как «Сила Сибири», норма доходности отрицательная. И это не может не оказывать давление на акционерную стоимость компаний. Кстати, несмотря на то, что «Роснефть» поставляет газ на внутренний низкомаржинальный рынок, норма доходности ее газовых проектов превышает 20 процентов, тогда как у «Газпрома» не дотягивает и до 15 процентов, хотя значительная часть топлива газовой монополии идет на экспорт.

В общем и целом инвесторы ориентируются на рост бизнеса. И когда «Газпром» уже второй год подряд снижает добычу, неудивительно, что его капитализацию «трясет». Что же касается инвестиционной привлекательности «Роснефти», то в последнее время она все меньше зависит от кризисных явлений и санкционного противостояния. Об этом свидетельствует предоплата от китайских партнеров за будущие поставки нефти, которая, по сути, стала альтернативной формой финансирования, а также проанонсированные сегодня инвестиции индийских компаний на сумму более чем в 2 миллиарда долларов в совместную разработку восточносибирских месторождений или значительный интерес к возможной приватизации 19,5 процента акций «Роснефти», которую предполагается провести в этом году.

Однако эти и другие факторы не приведут «Роснефть» к лидерству по рыночной капитализации. По крайней мере, в обозримом будущем. Ведь сравнивать нужно, и в этом соль материала, лишь тех игроков, что функционируют в одинаковых, ну или хотя бы приблизительно равных финансово-хозяйственных условиях. В нашем же случае мы сопоставляем компании, одна из которых («Газпром»), помимо монополии на экспорт газа и квазимонополии на его добычу, располагает немалыми таможенными, налоговыми и административными преференциями, а другая («Роснефть») существует в жестких конкурентных условиях, фискально ничем не отличаясь от булочной за углом.

К тому же, в отличие от «Газпрома», который практически не задумывался о том, чтобы приумножить свое советское наследство, «Роснефть» росла за счет приобретений, и, подчеркнем, по рыночной цене. И последнее, о чем, как ни странно, забывают аналитики, оценивающие капитализацию, «Роснефть», опять же в отличие от «Газпрома», находится под санкциями, и хотя бы по этой причине сравнение капитализации двух компаний - дело неблагодарное.

Капитализация нефтяной корпорации впервые обогнала показатели «Газпрома» на лондонской бирже. Что это меняет?

Капитализация «Роснефти» на лондонской бирже впервые в истории обогнала капитализацию «Газпрома». По данным торговой площадки, в понедельник стоимость нефтяной госкорпорации превысила 51 млрд долларов, в то время как стоимость газовой госкорпорации находилась немногим ниже этой отметки.

«Роснефть» обогнала «Газпром» по капитализации и на московской бирже. Сообщения о неформальном соревновании самых крупных российских компаний появляются регулярно. Например, «Роснефть» заочно спорила с «Газпромом», кто больше платит налогов в бюджет.

генеральный директор ФНЭБ «Рынок акций далеко не всегда отражает реалии. Если бы он отражал реалии, не было бы «пузырей» на этих рынках, то есть он отражает спекулятивные настроения. В этом плане делать капитализацию основным критерием вообще работы компании, особенно российской компании, особенно российской государственной компании, у которой не такое большое количество ценных бумаг котируется на бирже, я думаю, не вполне верно. Другое дело, что Игорь Иванович Сечин находитя в известном своем противостоянии с «Газпромом», а сейчас основная тема — это реформа газового рынка и разрешение «Роснефти» экспортировать газ. Вот важной частью убеждения Путина в правильности своих аргументов, является демонстрация того, что «Роснефть» круче по версии Сечина. Действительно, сюда входит целый набор аргументов: мы круче, потому что мы больше платим налогов. Следующая история с капитализацией, которая еще несколько недель назад началась, что «Роснефть» может обогнать, даже обгоняла уже. Дальше Сечин идет к Путину и говорит про триллионы инвестиций. Просто мы имеем дело со столкновением двух компаний, каждая из которых придумывает какие-то дополнительные аргументы, чтобы, как в книжке-раскраске, себя нужными цветами раскрасить. Меня эта ситуация убивает, изумляет — сложно представить, что даже в стране с сильным государственным сектором, чтобы две государственных компании друг с другом воевали».

Рыночные причины роста акций «Роснефти» связаны с повышением мировых цен на углеводороды, а также с предстоящей приватизацией госпакета компании. Что касается «Газпрома», то тема его капитализации обсуждается много лет подряд. Обычно вспоминают заявление главы монополии Алексея Миллера. 8 лет назад он предполагал, что нынешнему времени «Газпром» будет стоить триллион долларов. Сейчас речь идет о 50 млрд долларов. Впрочем, речь идет лишь о биржевой стоимости акций российских нефтегазовых гигантов.

Мы рекомендуем заправляться исключительно на известных сетевых АЗС, расположенных вблизи крупных населенных пунктов или вдоль оживленных трасс. Вариантов много: ВР, Shell, ЛУКОЙЛ, Газпромнефть, Роснефть, Neste, Татнефть. Результаты наших экспертиз бензинов этих брендов обычно выглядели достойно. И вероятность нарваться на плохое топливо на таких заправках значительно ниже, чем у компаний-однодневок. Внешние признаки заслуживающих доверия АЗС - чистая территория, современные топливораздаточные колонки, яркие вывески, магазинчик с туалетом и прочие атрибуты цивилизации.

Старайтесь избегать заправок-двойников, раскрашенных «под фирму» и называющихся почти так же - например, РВ вместо ВР или ЛИКОЙЛ вместо ЛУКОЙЛ. Не все желто-зеленые АЗС относятся к ВР, а желто-красные - к Шеллу. И никогда не заливайте топливо, которое существенно (на несколько рублей) дешевле, чем на соседней фирменной АЗС: велик риск приобрести отвратительный бензин.

Октановое число

Требования к октановому числу бензина могут меняться от модели к модели даже среди машин одной марки. Производитель обязательно указывает этот параметр в руководстве по эксплуатации и часто дублирует данные на внутренней стороне лючка бензобака.

670A5941–1

Бензин - жидкость, получаемая от перегонки каменного угля, растворяющая жировые и смолистые вещества.

В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

Если инструкция рекомендует конкретное октановое число , следуйте этим указаниям. Но чаще производитель дает вилку: например, 92–95. В этом случае можно использовать и тот и другой бензин, но 95‑й все же предпочтительнее, потому что 92‑й на поверку нередко оказывается 89‑м. Да и поедет машина на 95‑м чуть веселее, а аппетит мотора наверняка окажется скромнее. Правда, разницу в ценах между этими сортами топлива компенсировать вряд ли удастся - заправляться 92‑м дешевле.

Что касается бензина с октановым числом 98, то его область применения - высокофорсированные, наддувные двигатели, требующие топлива с высокой детонационной стойкостью. Заливать 98‑й в обычный, атмосферный мотор просто незачем. Во‑первых, дорого. Во‑вторых, никаких плюсов не почувствуешь. А вот минусы вполне возможны - к примеру, расход топлива может повыситься. Призывы бездумно заливать во все машины 98‑й, «потому что он лучше», оставим на совести маркетологов. Тем, кому интересны нюансы, советуем перечитать наш материал «Деликатес для мотора» (ЗР, 2015, № 6).

А если в инструкции для машины с турбомотором указан интервал 95–98? В этом случае можно постоянно ездить на 95‑м, а 98‑й лить только в сильную жару. Дело в том, что с ростом температуры окружающей среды увеличивается вероятность возникновения детонации, поэтому высокооктановый бензин придется ко двору.

Экологический класс

Это еще один важный параметр, который надо учитывать при выборе бензина . Правило простое: чем выше экологический класс, тем бензин лучше. То есть если в ПТС указан третий экокласс, то заливать бензин четвертого класса абсолютно безопасно. А вот обратная замена допустима только как вынужденная мера. Правда, топливо класса ниже третьего сегодня продаваться не должно, а бензины четвертого и пятого классов отличаются друг от друга в основном количеством серы - 50 ppm против 10 ppm (ppm - пропромилле, или одна миллионная). Ее содержание ограничивают для того, чтобы продлить жизнь нейтрализатору, - а мотор разницы между этими бензинами практически не почувствует.

Если на топливораздаточной колонке АЗС класс вообще не указан, рисковать не стоит. В крайнем случае, если бак пустой и заправки никак не избежать, не поленитесь попросить у оператора паспорт качества на топливо - там обязательно найдете информацию об экологическом классе бензина. И на чеке он должен быть указан (например, кл. 4). Если вместо экологического класса на колонках красуется надпись Евро или вроде того, знайте - это рекламный ход, не имеющий отношения к реальным экологическим свойствам продаваемого топлива.

Если автомобиль рассчитан на 76‑й или 80‑й бензин, то смело заливайте 92‑й любого экологического класса. При этом желательно увеличить угол опережения зажигания: обладатели древних автомобилей умеют это делать.

Ultimate? Экто? V‑Power? G‑Drive?

Какой бензин предпочесть - обычный или «улучшенный»? Преимуществом фирменных бензинов является их повышенная моющая способность, способствующая удалению грязи из элементов системы питания (правда, моющие присадки должны присутствовать в любом бензине высокого класса, но кашу маслом не испортишь). Недостаток - более высокая цена.

Что касается обещаний прироста мощности, то это голословная, ничем не подтвержденная реклама. Положительный эффект возможен, но речь идет не о повышении мощности, а о ее восстановлении до паспортных значений после очищения грязного мотора.

Тем, кто долго ездил на обычном бензине и решил перейти на «моющее» топливо, рекомендую делать это постепенно. Сначала в бак, заполненный наполовину обычным топливом, добавьте бензин с моющей присадкой. Затем, выработав бак уже на три четверти, снова долейте улучшенный бензин. А потом заправляйтесь только им. Возможно, если загрязнения были сильными, придется поменять топливный фильтр.

И последнее

Если в безвыходной ситуации вам приходится заправляться на АЗС , где понятия не имеют о классах топлива и используют ржавые колонки и подтекающие пистолеты, то залейте минимум бензина, чтобы дотянуть до более цивилизованного места. А лучше не доводите до горящей лампочки резерва, если не знаете, где поблизости надежная заправка. Удачи и оптимизма!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама