THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Подавать/ подать знак

Разг. Устар. Выражать намёк. Ф 2, 54.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Подавать/ подать знак" в других словарях:

    Подать знак

    Восклицательный знак. Жарг. шк. Шутл. Учитель высокого роста. РСЖ, 2002. Давать знак. Сиб. Появляться, выступать (о крови и т. п.). ФСС, 52; СФС, 58; СБО Д1, 109. Подавать/ подать знак. Разг. Устар. Выражать намёк. Ф 2, 54. Ставить знак равенства …

    Подавать знак - ПОДАВАТЬ ЗНАК. ПОДАТЬ ЗНАК. Устар. Делать намёк. Он подал знак одному из своих вожатых, и тот прочитал комедию одним духом (И. Дмитриев. Взгляд на мою жизнь). Он знак подаст и все хохочут; Он пьёт все пьют и все кричат (Пушкин. Евгений Онегин) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    подать - I по/дать и; ж. В России до 1917 г.: налог, взимавшийся с крестьян и мещан. Платить, собирать подать. II пода/ть да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; пода/й; по/дал, ла/, ло; по/данный; дан, а/ и а, о; св … Словарь многих выражений

    1) подать и, ж. ист. Налог, взимавшийся с крестьян и мешан в дореволюционной России. Землепашцы по старым феодальным законам платили подати церкви и помещикам. Федин, Иоганн Вольфганг Гете. 2) подать дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; прош.… … Малый академический словарь

    ПОДАВАТЬ ГОЛОС - 1. кто Произносить, говорить что л., обнаруживая тем самым своё присутствие. Имеется в виду, что лицо (Х) намеренно произносит что л., чтобы его заметили, обратили на него внимание. реч. стандарт. ✦ Х подаёт голос. Именная часть неизм.; в констр … Фразеологический словарь русского языка

    Бегать от своих рук. Кар. Лениться, бездельничать. СРГК 5, 577. Без рук. Р. Урал. В состоянии сильной усталости от тяжёлой физической работы. СРНГ 35, 239. Без рук без ног. Волг. 1. О состоянии сильной усталости, крайнего утомления. 2. Неодобр. О … Большой словарь русских поговорок

    Федеральный суд США - (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… … Энциклопедия инвестора

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне...

И я - при мысли о Светлане

Мне стало страшно - так и быть...

С Татьяной нам не ворожить.

Татьяна поясок шелковый

Сняла, разделась и в постель

Легла. Над нею вьется Лель,

А под подушкою пуховой

Девичье зеркало лежит.

Утихло все. Татьяна спит.

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жордочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток:

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она.

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из-под него явился?

Большой, взъерошенный медведь;

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла - и что ж? медведь за ней!

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он всё вослед:

И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевельнется, не дохнет;

Он мчит ее лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом всё глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко,

И в шалаше и крик, и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум:

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идет,

И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут ни капли толку,

Глядит она тихонько в щелку,

И что же видит?.. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полу-журавль и полу-кот.

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верьхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ (31)!

Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Онегин за столом сидит

И в дверь украдкою глядит.

Он знак подаст: и все хлопочут;

Он пьет: все пьют и все кричат;

Он засмеется: все хохочут;

Нахмурит брови: все молчат;

Он там хозяин, это ясно:

И Тане уж не так ужасно,

И любопытная теперь

Немного растворила дверь...

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных;

Смутилась шайка домовых;

Онегин, взорами сверкая,

Из-за стола гремя встает;

Все встали; он к дверям идет.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами вместе читать замечательный роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Напомню, что в прошлый раз мы с Вами остановились здесь:
Итак...

Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

Ничего так начало у нас сегодня. Бедная Танечка, судя по всему попала к нечисти на адскую свадьбу. Петух, ведьма, рога, козья борода - это давно понятные инструментарии бесовского воинства. Остов - в данном случае, это скелет, так что тоже тему. Также как и карлик, пусть и с хвостиком (хотя может он рок-музыкант просто) :-) Но вот кто меня действительно пугает - это полужуравель-полукот:-) Это страшно даже представить:-)
А в целом - перегадала Татьяна на ночь. Нуу..или что то в той бане не то:-)

Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.


Ничего так, эротические переживания.... Рак верхом на пауке рядом с Онегиным. Это сильно:-))))

Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все пьют и все кричат;
Он засмеется — все хохочут;
Нахмурит брови — все молчат;
Он там хозяин, это ясно:
И Тане уж не так ужасно,
И, любопытная, теперь
Немного растворила дверь...
Вдруг ветер дунул, загашая
Огонь светильников ночных;
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола, гремя, встает;
Все встали; он к дверям идет.

Тут дело видимо совсем плохо...Онегин у нас оказывается атаман всего этого войска нечисти. Хозяин же тут, автор прямо пишет. Дальше на высшие сферы адского войска, о котором мы с Вами говорили немного тут: . все-таки Таня очень и очень впечатлительная девушка:-)

И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать:
Не может; дверь толкнул Евгений:
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыты, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее па шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.

Жуть какая... уже и хоботы появились... слоны, наверное, пришли:-) Все-таки, я продолжаю настаивать на эротических переживаниях Татьяны. Все шло к апогею, но тут Ольга с Ленским вдруг испортили всю малину....

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась...
Глядит, уж в комнате светло;
В окне сквозь мерзлое стекло
Зари багряный луч играет;
Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает;
«Ну, говорит, скажи ж ты мне,
Кого ты видела во сне?»

Ого-го, а сон то оказывается не просто эротическо-фольклорный, но к тому же еще и вещий в какой-то степени....
Бедная Танечка, можно было и от разрыва сердца умереть. Благо закричала. И от этого проснулась, но интересно, что к ней сразу же побежала Ольга. Она что, тоже в бане спала? Да, и термин "Аврора" здесь - это аллюзии на богиную утренней зари.

Но та, сестры не замечая,
В постеле с книгою лежит,
За листом лист перебирая,
И ничего не говорит.
Хоть не являла книга эта
Ни сладких вымыслов поэта,
Ни мудрых истин, ни картин,
Но ни Виргилий, ни Расин,
Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,
Ни даже Дамских Мод Журнал
Так никого не занимал:
То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.

Ну, поехали..Здесь столько имен - знакомых, или не очень:-) Про лорда Байрона, Вальтера Скотта и Вергилия мы уже вспоминали не раз - нет смысла повторятся.
Расин Жан (1639-1699) — французский драматург, корифей французского классического театра, очень ценимый Пушкиным. Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — римский философ-стоик и драматург.
Про журнал Дамских мол тут интереснее. Очень спорный и сложный вопрос. Великий Лотман считал, что это "Journal des dames et des modes", издаваемый в ту пору гравером Ламесанжером. Журнал этот выходил с 1797 по 1838 гг. (всего за 42 года издания вышло 3600 номеров) и считался общеевропейским законодателем мод. За неимением другой версии принимаем именно эту. Вполне может быть.
А вот Мартын Зедека - это как раз персонаж узнаваемый. Точнее он как раз мифический и вымышленный, но крайне популярный в те годы перевод немецкой книги (только держитесь)% "Древний и новый всегдашний гадательный оракул, найденный после смерти одного стошестилетнего старца Мартина Задека, по которому узнавал он судьбу каждого чрез круги счастия и несчастия человеческого, с присовокуплением Волшебного зеркала или толкования слов; также правил Физиогномии и Хиромантии, или Наук как узнавать по сложению тела и расположению руки или чертам свойства и участь мужеского и женского пола с приложением его же Задека предсказания любопытнейших в Европе происшествий, событием оправданное, с прибавлением Фокус-Покус и забавных загадок с отгадками ". О, как! :-)) Короче говоря - сонник, которым тот же Пушкин пользовался не раз:-)

Сие глубокое творенье
Завез кочующий купец
Однажды к ним в уединенье
И для Татьяны наконец
Его с разрозненной «Мальвиной»
Он уступил за три с полтиной,
В придачу взяв еще за них
Собранье басен площадных,
Грамматику, две Петриады
Да Мармонтеля третий том.
Мартын Задека стал потом
Любимец Тани... Он отрады
Во всех печалях ей дарит
И безотлучно с нею спит.

Ну а тут мы узнаем, откуда она эту книгу взяла. 3 с полтиной - неплохая цена, в особенности что ей еще и роман в шести частях М. Коттена "Мальвину" в придачу отдал. Хотя кое-какие книги и забрал. Басни (наверное Эзоповы или Крылова), Про Петриады - непонятно. Почему две то? Одна то точно была - "Петриада. Поэма эпическая, сочинения Александра Грузинцова". А вторая какая? Непонятно...
Жан Франсуа́ Мармонтель - известный французский писатель. Видимо идет речь ег трехтомном собрании эссе.
Вот такие вот дела...

Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Он знак подаст: и все хлопочут;

Он пьет: все пьют и все кричат;

Он засмеется: все хохочут;

Нахмурит брови: все молчат;

Так, он хозяин, это ясно.

На обеденный перерыв вы всегда ходите в одно и то же кафе. Приглядитесь повнимательнее к людям, которые обедают вместе с вами. Что вы можете сказать об их социальном статусе? Вон за тем столиком у окошка сидит развалившись дородный мужчина, неторопливо ест, неторопливо поглядывая в окно. К его столику подошел человек и что-то спросил, согнувшись в три погибели. Мужчина неторопливо кивнул. Человек сел на краешек стула и стал суетливо барабанить пальцами по столу в ожидании, когда у него примут заказ. Вам ясно, кто есть кто? Конечно же, первый герой – типичный начальник, а второй – типичный подчиненный. Откуда я знаю?

Я вижу это по позам, которые они принимают, когда сидят, разговаривают, едят. Можно не слышать, о чем они говорят, – тема разговора и общий настрой общения ясен. Обед подошел к концу.

Начальник встал «руки в боки» и снисходительно дожидается в такой позе, пока подчиненный торопливо допьет последний глоток кофе. Что делает позу начальника более начальственной? Конечно же, «руки в боки».

Таким образом начальник расширяет личное пространство. И это неважно, субтильного вы телосложения или достаточно крупного – начальника не должно быть мало. НЛП-сты считают, что поза «руки в боки» подсознательно выражает агрессивность, а сознательно говорит о том, что этот человек готов к активным действиям, к наступлению.

Вспомним методы Станиславского. Что означает требование режиссера «держи сцену!»? Это значит, что актер должен занимать своим действием все сценическое пространство, его жесты должны быть широкими, а движения лишены скованности.

Между прочим, люди, которые подобно актерам совершают широкие жесты в пространстве, воспринимаются остальными как более величественные и властные. Попробуйте на корпоративной вечеринке «пройтись гоголем» по кругу банкетного зала – пространство вокруг вас сразу же расчистится, поскольку вы своеобразно «пометили» территорию.

Агрессивное поведение тоже является одним из способов продемонстрировать, «кто здесь хозяин», но чаще успех приходит тогда, когда возникает атмосфера полной непринужденности и взаимного доверия. Доминирующая личность держит ситуацию под контролем в любом случае, тогда как те, кто стремится только к подавлению окружающих, всегда должны быть настороже.

Например, считается проявлением вежливости, если вы встаете, когда в комнату входит человек высокого общественного положения, хотя в наше время не всем из них оказывается такое внимание со стороны большинства людей.

Одним из самых эффективных путей дать понять окружающим, что вас ничто не стесняет и вы никому не собираетесь уступать, является поза, которую вы принимаете. Некоторые весьма самоуверенные люди любят сидеть, небрежно раскинувшись, развалясь в кресле и закинув руки за голову.

В противоположность им те, кто низко оценивает свой статус и потому вынужден следовать всем правилам этикета, обычно сидят очень прямо, сдвинув колени и аккуратно сложа руки.

Не стремясь снискать расположение тех, кто занимает более низкое положение, начальник старается часто не обмениваться взглядами с подчиненными и улыбается им лишь тогда, когда это нужно по работе. Он или вообще не обращает внимания на своих сотрудников, либо пристально смотрит на них, желая подавить взглядом.

Одна из трудностей в использовании языка жестов состоит в том, что с его помощью трудно убедительно выразить свою власть над людьми, кроме тех случаев, когда это отражает существующие чувства и отношения.

Человек, который себя низко оценивает и чувствует себя зависимым от других, не в состоянии создать вокруг атмосферу доверия и уверенно действовать. Более того, тщательно продуманные позы и выражения лица, которые обычно в естественной обстановке вам не свойственны, часто для других людей выглядят фальшивыми. Вам надо почувствовать, что действительно сработает в данной ситуации.

Например, для вашего начальника может быть вполне приемлемо сидеть, развалясь в кресле, класть ноги на стол или похлопывать вас по спине в знак одобрения. Но вы можете накликать беду, если начнете копировать любое из этих действий, поскольку это может быть воспринято как наглость или покушение на авторитет начальника.

Но большинство из нас, однако, может осознанно поставить перед собой цель выглядеть раскованно и естественно без ненужной развязности. Стараясь произвести впечатление человека, про которого француз сказал бы, что он «счастлив в своей шкуре» (о котором мы сказали бы, что он «всегда в своей тарелке»), мы заставляем окружающих видеть в нас одаренную личность, внушающую всяческое доверие.

Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности. Исключение составляют некоторые запятые. И так как знаки препинания обозначают различную степень законченности мысли, они тем самым подсказывают и нужную длительность пауз.

Точка показывает завершение мысли и законченность предложения. Она связана с постепенным, спокойным понижением тона к концу предложения. Точка требует после себя сравнительно длительной паузы, особенно когда она совпадает с завершением мысли. Голос на точке опускается вниз к своему исходному тону.

Станиславский говорил о завершающей точке так: "Вообразите, что мы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжелый камень и швырнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки при завершении мысли". На месте такой точки в звучащей речи должна обязательно возникнуть разъединительная пауза.

Часто встречаются случаи, когда точка, стоящая в конце предложения, предполагает развитие мысли в следующих предложениях. В этом случае голос обязательно понижается, но не падает так резко вниз, как при "настоящей" точке. Различные по длительности паузы на точке создают ритм.

«Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях ровняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, / как змеиный хвост,

Полна народу, / шевелится.

Средь поля / роковой помост».

Запятая обычно показывает, что мысль не закончена. Наличие запятой говорит о соединительной паузе, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.«Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателя терпеливо ждать продолжения незаконченной фразы», - пишет К.С. Станиславский.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

Точка с запятой разделяет и в тоже время соединяет в одно целое части единого. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой означает соединительную паузу. Эта паузы короче, чем перед точкой.

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Не улыбающихся лип;

Тут был посланник, говоривший

О государственных делах;

Тут был в душистых сединах

Старик, по-старому шутивший:

Отменно тонко и умно,

Что нынче несколько смешно.

Двоеточие – означает, что определенный отрезок мысли завершен, но одновременно знак является сигналом ее продолжения в совершенно определенном действии: это может быть перечисление (завершенное или не завершенное), разъяснение того, о чем говорилось в предыдущем отрезке. Определение, разъяснение почти всегда влечет за собой действие.

Мне дорог день, мне дорог час:

А я в напрасной скуке трачу

Судьбой отсчитанные дни.

Голос при двоеточии чуть выше, чем при точке с запятой. На двоеточии всегда должна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и поясняющей. На одном из конечных слов поясняемой части, перед двоеточием, идет повышение тона.

Предвижу все: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Многоточие – показывает, что мысль не закончена, и для него характерна интонация незаконченности. Нужно умение на многоточии переключать звучащую речь в речь мысленную, а потом снова продолжать говорить. К.С.Станиславский говорил о многоточии: «Наш голос не поднимается вверх, и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а, оставляя ее висеть в воздухе». Обычно многоточие требует длительной паузы. Причин, вызывающих перерыв в речи, много. В зависимости от причины изменяется интонация многоточия.

    При перечислении.

К ее ногам упал Евгений;

Она вздрогнула и молчит;

И на Онегина глядит

Без удивления, без гнева...

    Многоточие в середине предложения подразумевает паузу прерванной речи – паузу молчания. Голос в этом случае обычно повышается настолько, насколько это нужно, чтобы мысленно произнести слова, скрытые под многоточием. При прерванной, недосказанной мысли, пауза умалчивания стоит в середине или конце фразы.

«Не изменись, / мой нежный друг,/

А я.…/// Одно мое желанье/

С тобой делить любовь…»

    Иногда многоточие ставится для обозначения физического или психологического состояния говорящего, может объясняться волнением и остановкой в момент кульминации, или скудостью мысли.

Пойдемте вместе отдохнуть...

Ох, силы нет... устала грудь...

Мне тяжела теперь и радость,

Не только грусть... душа моя,

Уж никуда не годна я...

Под старость жизнь такая гадость.

И тут, совсем утомлена,

В слезах раскашлялась она.

    Многоточие может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается почти как на точке.

Вошедший с нею генерал.

Никто б не мог ее прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar (Не могу...

    Многоточие может стоять и перед началом абзаца. В этом случае, оно показывает начало нового сюжетного куска.

Тире – знак, показывающий, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. Тире встречается и в простых и в сложных предложениях и показывает соединительную паузу приготовления, за которым идет неожиданность, важность. Тире требует значительной паузы с большой психологической нагрузкой, повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове, ярких и выразительных интонаций. В словах стоящих до тире голос повышается, а в словах стоящих после тире – понижается.

Он знак подаст - и все хлопочут;

Он пьет - все пьют и все кричат;

Он засмеется - все хохочут;

Нахмурит брови - все молчат;

    Тире может указывать на итог предшествующего.

Кокетства в ней ни капли нет -

Его не терпит высший свет.

Если два тире или тире с запятой показывают вводные слова , группы слов или предложения, то перед тире голос обычно повышается, потом на протяжении вводных слов несколько понижается (вводные слова берутся «в скобки»), а после второго тире голос вновь возвращается почти к той же высоте, которая была перед тире в первой части предложения.

Скобки – обозначают вводные слова. Они обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Иногда, взятое в скобки произносится тоном ниже, чем тот, на котором прервалась предыдущая речь, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию. Слова, заключенные в скобках, звучат как самостоятельная мысль, уточняющая ту или иную деталь сообщения.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Скобки всегда окружаются паузами. Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон – безударность. Однако внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса, однако, значительно меньше, чем перед скобками.

Иногда эти слова читаются на той же высоте, на которой звучало слово предыдущего такта, как бы «прицепившись» к нему.

Хотя людей недоброхотство

В нем не щадило ничего:

Враги его, друзья его

(Что, может быть, одно и то же)

Его честили так и сяк.

……….

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)

Кавычки – выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть и выделить с помощью пауз . Обычно цитата произносится с изменением высоты голоса сравнительно с основным текстом, т.е. выше или ниже основного текста, и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

Кавычками также выделяются названия книг, газет, журналов и т.п. В этом случае перед и после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.

Восклицательный знак – явный указатель действия. Он может выражать вскрик, указывает на крайнюю степень тревоги, указывает на утверждение говорящим своей правоты. Чаще всего восклицательный знак указывает на действие активно, категорично, определенно.

Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения (реже – понижения) голоса. Голос не повисает, а несет интонацию конкретности и законченности.

И вот из ближнего посада

Созревших барышень кумир,

Уездных матушек отрада,

Приехал ротный командир;

Вошел... Ах, новость, да какая!

Музыка будет полковая!

Полковник сам ее послал.

Какая радость: будет бал!

Вопросительный знак – тоже указатель действия. Значение прямого вопроса – узнать, выяснить, уточнить. Интонация вопросительного знака должна содержать активное желание получить ответ на задаваемый вопрос. Знак вопроса – сигнал, указывающий на необходимость найти скрытое во фразе действие.

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

Вопросительные предложения бывают нескольких видов:

Случалось ли поэтам слезным

Свои творенья? Говорят,

Что в мире выше нет наград.

    С вопросительным словом. Здесь повышение голоса на слове, несущем вопрос несколько меньше.

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

В вопросительном предложении после слова, несущего вопрос, уже не может быть повышения голоса, все остальные слова звучат ниже ударного слова. В тех предложениях, в которых содержится несколько ударных вопросительных слов, обычно сильнее повышается голос на слове, стоящем ближе к концу предложения.

Логико-грамматический анализ текста выявляет только первичный смысл, и ни в коем случае не заменяет действенный анализ текста. Подчиненность правил логики, связанных с грамматической структурой предложения, внутренним законам словесного воздействия и является причиной того, что все эти правила могут быть опровергнуты, изменены законами контекста, сравнения, противопоставления и т. д.

Только целенаправленное продуктивное действие, по выражению К. С. Станиславского, является ключом к секретам речевого мастерства.

    Ритм – важнейший компонент стиха. Основа ритма - повтор

Ритм в стихе, как мы уже выяснили, явление не вторичное, как в прозе, а первичное – оно рождает новый смысл.

В переводе с греческого языка, ритм – это соразмерность, стройность . Временная или пространственная повторяемость неких элементов – вот то, что мы называем ритмом в стихе. В поэзии ритм выступает в собственном его значении – соизмеримость повторяющихся явлений, соизмеримость явлений в их повторности. Что же повторяется в стихе и придает ему соразмерность, стройность?

      Строка – ритмический отрезок, обладающий полным, максимально возможным количеством ударений – стоп. Иногда строку называют еще стих . В стопе определенным образом чередуется ударный и безударные слоги, что и создает первичный стихотворный ритм.

«Мо й дя / дя са / мы х че / стны х пра / ви л» - строка

стопа стопа стопа стопа усеченная стопа

      Строки в стихах часто объединяются в некое смысловое единство и образуют строфы . Строфа – несколько ритмических отрезков, связанных между собой рифмами , и объединенным общей мыслью. Они, так же дают ритм произведению.

Я встречала т ам

Двадцать первый г од .

Сладок был уст ам

Черный душный м ед .

Сучья рвали мне

Платья белый ш елк ,

На кривой сос не

Соловей не м олк ….

      Рифма тоже является ритмическим элементом повтора в стихе. Рифмы конечные, в конце ритмического отрезка называются клаузула. Но рифма может быть не только в конце строки, но и в середине строки.

«Мой дядя самых честных пра вил

Когда не в шутку зане мог

Он уважать себя заста вил

И лучше выдумать не мог» - конечная рифма (клаузула)

Внутренняя рифма - рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы. «Я жд ал , я зв ал , я верил в чудо…» Мне голос б ыл , он звал утешно, Он говор ил : «Иди сюда»… (А. Ахматова)

      Наличие специальных стиховых пауз в строке: строковая пауза в конце строки (обязательная всегда)

Веет воздух чистый //

Из туманной дали. //

Нитью серебристой //

Звезды засверкали. //

Головой сосновой //

Лес благоухает, //

Ярко месяц новый //

Над прудом сияет.

      цезура в середине длинной строфы (цезура встречается в стихе, к котором более пяти стоп).

Я, признаюсь, люблю // мой стих александрийский,

Ложится хорошо // в него язык российский,

Глагол наш великан // плечистый и с брюшком,

Неповоротливый, // тяжелый на подъем,

И руки что шесты, // и ноги что ходули,

В телодвижениях // неловкий. На ходу ли

Пядь полновесную // как в землю вдавит он,

Подумаешь, что тут // прохаживался слон.

(Вяземский П. А.)

    Системы стихосложения

В основе стиха, как мы уже выяснили, находится ритм. Какие же повторяющиеся элементы создают первичный ритм стиха? Что является элементом повтора?

Внутри стихотворной строки ритм организуется в зависимости от системы стихосложения. Существуют три системы стихосложения, в которых первичный ритм образуется за счет разных повторяющихся элементов – в стихотворной строке (ритмическом отрезке) существует различное количество стоп, то есть повторяющихся элементов, состоящих их определенного количества ударных и безударных слогов, которые чередуются в определенной последовательности. В зависимости от того, что является основным элементом повтора (ударение, слог), системы стихосложения разделяются на:

    Тоническая система стихосложения

«Тонус» в переводе – ударение. В тонической системе стихосложения считается количество ударных слогов в строке, и неравное количество безударных слогов. Распространена в языках, где присутствует сильное динамическое ударение (англицский, немецкий, русский). В русской поэзии это, прежде всего акцентный стих (разновидность народной поэзии) или по-другому он называется ударник:

«Вы к у дри ль, мои к у дри - 2 ударения

Хорош о ль, кудри расч е саны? - 2 ударения

Как по пл е чикам леж а т - 2 ударения

И разв и ться не хот я т» - 2 ударения

Тоническая система часто встречается и в современной поэзии. Много стихов, написанных тоникой есть у В.Маяковского и А.Блока:

«Все ч а ще в т е мных кост е лах - 3 ударения

В угл у без с и л склонен а - 3 ударения

Сид и т в мечт а х невес е лых - 3 ударения

М а ть, сестр а , иль жен а .» – 3 ударения

    Силлабическая система стихосложения

«Силлабос» в переводе с греческого языка – слог. В силлабической системе стихосложения считается равное количество слогов в строке, и не считается количество ударений. Силлабическая система стихосложения наиболее распространена в тех языках, где ударения в словах постоянны, закреплены за каким-либо слогом (французский, польский и т.д.). Однако, эта система была широко распространена и в России до 18 века, до реформы Тредиаковского-Ломоносова и активно использовалась в поэзии Феофана Прокоповича:

Но некий лев ярится и на мужа сильна

Ногти острит. Но ярость твоя есть бездильна,

Звере гордый! Поспешно, о вожду великий,

Поспешно иди: будет свирепий и дикий

Хищник раздран от тебе и издшет вскори,

Ты же наречешися от всих Сампсон вторий.

Хор заканчивается благопожеланием Петру и Мазепе .

Симеона Полоцкого:

Пле\ве\лы \от \пше\ни\цы \жезл\ тверд \от\би\ва\ет – 13 слогов Роз\га\ буй\ство\ из \сер\дец \дет\ских\ про\го\ня\ет. – 13 слогов

В силлабической системе написаны Сатиры Кантемира.

«Не\ так \ми\ла \пти\це \хо\ля\ в рос\кош\ном пи\та\нии,

Как \при\ят\на\ сво\я \во\ля\ в сво\бод\ном \ле\та\нии»

В современной поэзии тоже порой встречаются стихи, написанные в силлабической системе.

«У/хо/ди/ли/ маль/чи/ки/ - на/ пле/чах/ ши/не/ли/, - 13 слогов

У/хо/ди/ли/ маль/чи/ки/ – хра/бро/ пес/ни/ пе/ли/.» - 13 слогов

Самым распространенным примером силлабической поэзии является хайку и танка – стихотворная силлабическая форма, происходящая из японской поэзии, состоящая из 3-х, 5-и строк, по 5-7-5 и 5-7-5-7-7 слогов. Причем в первой строке обязательно должно быть ключевое слов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама