THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

С апреля 2017 года приоритетным способом получения компенсации по ОСАГО является ремонт транспортного средства на СТОА. Денежную выплату также можно получить, но при ряде обстоятельств, установленных законодательством. Ремонт машины по ОСАГО регулируется положениями ЦБ, Правилами ОСАГО и федеральным законом об обязательной «автогражданке». Как происходит направление авто на ремонт после ДТП? СТОА страховщика что это? Каков срок ремонта машины по полису ОСАГО? С какими трудностями может столкнуться пострадавший владелец авто при выплате возмещения в натуральном виде? Постараемся ответить на эти и другие вопросы в данной статье.

Как происходит направление на ремонт?

После произошедшего страхового случая владелец авто должен написать заявление в СК на получение возмещения. Если его ситуация не подходит ни под одно положение закона «Об ОСАГО» (п. 16.1 статьи 12), то выплата страховки осуществляется в натуральном виде. Под натуральной выплатой в законе подразумевается восстановительный ремонт по ОСАГО поврежденного транспорта. Для того чтобы получить направление на ремонт авто необходимо выполнить следующий алгоритм:

  • Оповещение страховой компании о ДТП;
  • Сбор документов;
    • ПТС, СТС, договор купли-продажи, документ о наследовании или другое;
    • полис и страховой договор, заключенный сторонами;
    • акт независимой экспертизы машины;
    • квитанции об оплате экспертизы;
    • квитанции об оплате стоянки и эвакуатора;
    • паспорт водителя;
    • доверенность (если заявление подает представитель);
    • банковские реквизиты (если будет денежная выплата страховки);
    • извещение о ДТП;
    • копии постановления и протокола ГИБДД;
  • Составление заявления о выплате страховки и его подача;
  • Предоставление машины для осмотра страховщиком в течение 5 дней;
  • Осмотр авто страховой компанией и направление машины на независимую экспертизу.

После получения всех документов, после оценки всех обстоятельств происшествия, указанных в протоколе или извещении о ДТП, после проведения осмотра автомобиля и независимой экспертизы страховая компания выдает направление на ремонт в течение предусмотренных Правилами ОСАГО сроков - 20 или 30 дней. В выданном направлении на ремонт должны содержаться следующие сведения:

  • Данные потерпевшего;
  • Информация о поврежденном транспортном средстве;
  • Реквизиты страхового договора и полиса;
  • Название СТО, которая будет делать восстановительный ремонт, адрес, реквизиты;
  • Сроки, за которые будет выполнен ремонт машины;
  • Сумма доплаты за ремонт.

Если между рядом СТО и страховой компанией заключены договоры, то выбрать конкретный автосервис может сам страхователь из того перечня, который предложит страховщик. По условиям договора, заключенного между сторонами, определенный автосервис может устанавливать ограничения для приема автомобилей, поэтому клиенту страховщика необходимо внимательно подходить к выбору. Страховая компания, которая дала направление на ремонт по ОСАГО, по правилам несет ответственность за его качество и соблюдение сроков, а также за своевременное перечисление денег за ремонт на счет СТО.

Срок ремонта по ОСАГО в 2018 году

Согласно п.4.17 Правил ОСАГО сроки ремонта определяются автосервисом после осмотра автомобиля. Они могут быть согласованы СТО и пострадавшим клиентом страховщика и указаны в направлении на ремонт или ином документе, который страхователь получает на руки после предоставления своего автомобиля на станцию ТО. Тот же пункт Правил указывает, что клиент имеет право изменить сроки ремонта машины - для этого он должен обратиться в сервис с письменным заявлением.

Закон «Об ОСАГО» в п.15.2 статьи 12 устанавливает четкие требования к сервисам восстановительного ремонта. Они, в том числе, касаются и сроков исполнения. Ремонт автомобиля после ДТП не может занимать более 30 дней с момента, когда потерпевший привез поврежденную машину на СТО или передал ее страховщику для дальнейшей транспортировки на станцию технического обслуживания. Если ремонт по ОСАГО занял больше времени, то владелец транспортного средства может направить жалобу в адрес СТО и страховой компании, которые обязаны ее рассмотреть в 5-дневный срок.

Процедура восстановительного ремонта

Закон «Об ОСАГО» в статье 12 указывает, что ремонтный сервис должен располагаться в пределах доступности от места ДТП или места жительства пострадавшего - расстояние не может превышать 50 км. Если страховщик готов оплатить услуги доставки транспортного средства на СТО, то расстояние может быть любым. Ремонт по ОСАГО в 2018 году можно сделать как у официального дилера, так и на СТО страховщика или станции по личному выбору потерпевшего.

У официального дилера

Если с даты выпуска автомобиля с конвейера не прошло более двух лет и в его отношении действуют гарантийные обязательства организации, у которой заключен договор с производителем или официальным дистрибьютором этой марки авто, то ремонт осуществляет именно такая организация (дилер). Но только при условии, что между ней и страховой компанией заключено соответствующее соглашение.

Если в перечне СТО страховщика нет официального дилера той марки машины, которая получила повреждения в ДТП, то в соответствии с законом «Об ОСАГО» (абзац 6 п.15.2 статьи 12) страховщик с согласия клиента может выдать направление на ремонт по ОСАГО у официального дилера. Если такого согласия нет, то владелец автомобиля может забрать страховое возмещение в виде выплаты денежных средств. Страховщик должен выплатить возмещение в пределах установленного законом лимита страховых выплат - 400 тыс. рублей или 100 тыс. рублей, если авария была оформлена между пострадавшим и виновником по европротоколу.

На СТОА по направлению страховщика

Если владелец машины выбирает СТО из списка страховой компании, то между тремя сторонами заключается договор. В нем указываются сроки бесплатного ремонта, цены запчастей, калькуляция всех ремонтных работ, их перечень. Если стоимость ремонта автомобиля была оценена дороже 400 тыс. рублей лимита ответственности страховщика, то остаток должен будет доплатить сам автовладелец. Ремонт должен осуществляться только с использованием новых деталей, восстановленные и бывшие в употреблении использовать не допускается.

Гарантия на восстановительный ремонт составляет полгода, на кузовные работы и покраску - 1 год.

После окончания ремонта СТО передает транспортное средство автовладельцу и дает на подпись акт приемки. Страхователю необходимо внимательно изучить свой автомобиль на наличие неисправленных повреждений и дефектов восстановления, и только после этого подписывать документ. Если ремонт окажется не идеальным, то владелец машины должен решать вопрос в претензионном порядке со страховой компанией, поскольку она является ответственной за эти работы. Если акт приема-передачи авто будет сначала подписан, а потом будет обнаружено, что ремонт автомобиля по ОСАГО был выполнен с недостатками, претензии в адрес СТО или страховой станут бессмысленными. Претензия должна иметь следующее содержание:

  • Название страховой компании;
  • Адрес, контактные данные потерпевшего;
  • Основания для подачи претензии;
  • Требования, которые предъявляются к страховой компании;
  • Банковский счет, на случай выплаты страховщиком предъявленных требований;
  • Дата, подпись.

К своей претензии автовладелец должен приложить копии или оригиналы паспорта, протокола ГИБДД, извещения о ДТП, полиса обязательного страхования, документов, удостоверяющих право собственности на автомобиль, ПТС, СТС. Страховщик в течение 5 дней должен организовать осмотр автомобиля. Если в результате станет понятно, что необходим повторный ремонт, то выдается новое направление на СТО по согласию страхователя. Если повторный ремонт невозможен или клиент не согласен с ним, то страховая компания обязана путем страховой выплаты возместить ущерб.

Оставить претензию без удовлетворения страховая организация может, если представлены не все документы, если лицо, подающее претензию не является потерпевшим и не имеет доверенности на представление прав потерпевшего, если в претензии требуют осуществить выплату денежного возмещения, но не предоставляют реквизитов для осуществления перевода средств, а также если автомобиль не предоставляют для осмотра и фиксации некачественного ремонта, выполненного станцией технического обслуживания.

На стороннем сервисе

П.15.3 статьи 12 позволяет потерпевшему самостоятельно выбрать сервис, не входящий в перечень СТО-партнеров страховщика, если ни один из них не соответствует требованиям законодательства. Для получения направления на ремонт в стороннем сервисе необходимо получить письменное разрешение страховой компании. Чтобы ускорить процесс пострадавший автовладелец должен в своем заявлении о получении страхового возмещения указать следующее:

  • Наименование сервиса, место его расположения и контакты;
  • Реквизиты СТО.

Если страховая компания согласится отправить поврежденное авто на ремонт по ОСАГО на такую станцию технического обслуживания, она покроет все расходы без учета износа запчастей. Именно в случае отправления машины на ремонт в сервис не из своего списка, страховщик имеет право на 10 дней дольше рассматривать заявление страхователя, то есть 30 дней. Если все согласовано, но по истечении месяца направление на ремонт так и не получено, страхователь вправе получить неустойку от страховой компании в размере 1% от общей суммы определенного возмещения за каждый просроченный день в соответствии с п.4.22 Положения ЦБ №431-П от 19.09.2-14 г.

Что делать, если не покрыта стоимость?

Страховая компания оценивает нанесенный машине ущерб по единой методике, разработанной и утвержденной регулятором страхового рынка - Центробанком. В некоторых ситуациях при экспертизе автомобиля могут быть не учтены скрытые повреждения или иные дефекты. Тогда сумма компенсации будет несправедливо занижена и страхователю могут предложить покрыть остальные расходы на восстановительный ремонт личными деньгами. Обязательство доплаты само по себе незаконным не является, но для страхователя главное - убедиться, что расчеты страховой были верны.

Автовладелец может нанять независимого эксперта для определения стоимости восстановления своего автомобиля и действовать дальше в зависимости от ее результатов. Если независимая экспертиза подтвердила сумму стоимости восстановительного ремонта, определенную страховой компанией, то иного пути, чем доплатить свои деньги не останется. Если же акт экспертизы показывает, что калькуляция страховщика оказалась неверной, то страхователь может отказаться от доплаты и написать претензию в адрес компании и, если компания откажет в денежной выплате, обратиться в суд с иском. Судебная практика показывает, что при наличии достоверных результатов независимой экспертизы, такие иски суды удовлетворяют.

Пример судебного решения

Водитель авто, пострадавшего в аварии, обратился с иском в суд, требуя взыскать с ПАО «Росгосстрах» денежное возмещение по страховому полису ОСАГО. В обоснование требований было заявлено, что страховщик после проведения расчетов стоимости ремонта направил его на станцию техобслуживания, перечислив на ее счет 86 300 рублей. Пострадавший не согласился с суммой и необходимостью доплаты за ремонт и направил в адрес страховщика претензию, которая не была удовлетворена, после чего обратился в суд.

Суд провел судебную экспертизу, которая показала, что размер вреда с учетом износа деталей составил 101 577 рублей, стоимость ремонта без учета износа деталей - более 140 000 рублей. Исходя из разницы расчетов, учитывая частичное исполнение обязательств страховщиком и руководствуясь действующим законодательством, суд обязал «Росгосстрах» выплатить часть компенсации, деньги в виде штрафа за неисполнение обязательств в добровольном порядке и прочие судебные расходы пострадавшего водителя.

Пострадавший водитель может получить деньги вместо ремонта в ряде ситуаций. К ним относится полная гибель автомобиля, смерть страхователя, причинение вреда здоровью, а также случаи, когда потерпевший является инвалидом. Другим вариантом получения денежных средств является затягивание сроков ремонта. В таком случае пострадавший может требовать от страховой замены вида компенсации из-за несоблюдения положений закона «Об ОСАГО» (статья 12). Страховщик, как ответственное за ремонт лицо, обязан выплатить клиенту деньги. Следующий вариант связан с расстоянием до станции техобслуживания - если оно больше 50 км, а страховщик не может своими силами транспортировать туда автомобиль, то возмещение также будет выплачено деньгами.

П. 16 статьи 12 того же законодательного акта сообщает, что если вред в результате ДТП причинен другому имуществу страхователя (кроме авто), то ущерб компенсируется деньгами путем перевода на банковский счет или выдачи в кассе страховой компании. Если в ДТП попал грузовой автомобиль, то страховщик не может настаивать на ремонте и вопрос о варианте возмещения решает потерпевший водитель - он может выбрать ремонтные работы на СТО или деньги.

С конца апреля 2017 года вступили в силу изменения в сфере страхования ответственности автомобилистов. Особо важные нововведения коснулись порядка возмещения ущерба. Теперь водители, купившие полиса после 28 апреля, не смогут получать денежные выплаты. На договоры, заключенные до указанной даты изменения не распространяются. И при их участии в ДТП будут применяться старые правила.

○ Право выбора ремонта или выплаты.

Законом установлено право водителя, невиновного в ДТП, выбирать вид страхового возмещения.

П. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО:

  • «...страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству, может осуществляться по выбору потерпевшего: путем организации и оплаты восстановительного ремонта; путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.»

Относительно легкового транспорта граждан России, который зарегистрирован в стране, действует за некоторыми исключениями иное условие:

Ст. 15.3 Закона об ОСАГО:

  • «...страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).»

Пока за большинством водителей сохраняется возможность выбора, следует понять, какой именно вариант возмещения выгоден автомобилисту, а не страховой компании. Введение ремонта как варианта возмещения сделано с большим заделом на будущее. Процесс реформирования этой сферы еще не завершен, поэтому говорить о каких-то серьезных преимуществах пока не приходится. К очевидным плюсам ремонта на СТО страховой компании можно отнести:

  • Избавление от самостоятельного поиска сервиса.
  • Не нужно выторговывать у страховой дополнительные рубли (нередко даже в суде).
  • После ремонта предоставляются все гарантии качества.

Между тем, пока этот процесс полностью не отлажен, соглашаться на такой вариант можно, если требуется незначительный ремонт. К примеру, если затронут только кузов, или внешние элементы, а в списке СТО, предлагаемых страховщиком, есть достойные представители своей профессии. В остальных случаях ремонт может обернуться еще большими проблемами.

○ Изменения в 2017 году:

Основное нововведение заключается в том, что денежная компенсация заменена ремонтом. В некоторых случаях все же будет выплачиваться компенсация, но таких немного.

✔ Правила для договоров ОСАГО до 28.04.2017.

До введения изменений возможность выбора типа возмещения (деньги или ремонт) сохранялась за всеми автомобилистами, попавшими в ДТП и невиновными в произошедшем.

✔ Правила для договоров ОСАГО после 28.04.2017.

Установлено, что выбирать страховое возмещение могут все, кроме граждан России, имеющих легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ.

Нововведения не затрагивают тех, кто купил полис до 28 апреля 2017 года. Поэтому если они по старому полису попадают в ДТП, то также смогут выбрать вид возмещения.

✔ Когда страховая обязана выдать денежную выплату по новому закону.

Выплата будет произведена в случаях:

  • Полной гибели автомобиля.
  • Смерти пострадавшего.
  • Причинения пострадавшему вреда, тяжкого или средней тяжести.
  • Если пострадавший является инвалидом.
  • Если ни одна из СТО не имеет оборудования, необходимого для выполнения ремонтных работ.
  • Если страховщик не может организовать проведение ремонта.
  • При наличии письменной договоренности со страховой компанией.

Во всех перечисленных ситуациях ремонт автомобиля невозможен: страховая компания должна выплатить автовладельцу денежные средства.

✔ Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте.

Расходы на запасные части высчитываются в соответствии с уровнем износа. Он определяется экспертами при осуществлении осмотра автомобиля и подготовке заключения. Максимальный уровень износа определен в 50%.

✔ Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО.

После вступления в силу новых правил перед покупкой полиса рекомендуется изучать перечень сервисов, с которыми работают разные страховые компании. Они есть на сайтах страховщиков.

Также следует обратить внимание на качество выполняемых работ, отзывы, популярность этих сервисов у автомобилистов.

Только после выбора потенциальной СТО для возможного ремонта можно заключать договор страхования.

○ Как оформить ремонт по ОСАГО.

При возникновении страхового случая в течение 5 дней нужно представить в страховую компанию следующие документы:

  1. Извещение о ДТП.
  2. Справку о ДТП.
  3. Постановление, определяющее виновника.

Страховщик принимает заявление водителя, рассматривает его и признает случай страховым. Оценщик проводит осмотр автомобиля и определяет стоимость ремонта.

После этого автовладелец решает, какая СТО будет заниматься ремонтом, а страховая готовит соглашение. В нем указываются сроки выполнения работ, перечень действий и стоимость. Соглашение подписывается всеми: страховой, владельцем авто и СТО.

Далее автомобилисту выдают направление на ремонт, который должен быть произведен в определенные сроки. Далее следуют непосредственно ремонтные работы. Однако владелец автомобиля не может контролировать рабочих СТО, все вопросы решаются через страховую.

○ Кто производит ремонт?

  • Марки и года выпуска автомобилей, которые обслуживаются на каждой СТО.
  • Сроки выполнения ремонта (примерные).
  • Подтверждение соответствия СТО требованиям к организации и проведению ремонта.

При обращении с заявлением о страховом случае страховая компания также должна предоставить автомобилисту полный список организаций, проводящих ремонт.

Помимо этих СТО, автомобилист может отремонтировать свой автомобиль:

  1. У официального дилера, который сотрудничает со страховой компанией.
  2. На сервисе, принадлежащем страховой (не все страховые компании имеют подобные сервисы).
  3. В СТО, выбранной самостоятельно (этот вариант практически невозможен, поскольку требует наличия соглашения со страховщиком).

Таким образом, выбор СТО, которая будет производить ремонт автомобиля, остается за автомобилистом.

Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы о получении страховых выплат (урегулирования убытков).

Выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт автомобиля. Поясните, как осуществлялся расчет.

Расчет страховой выплаты осуществляется в соответствии с п. 4.15 правил ОСАГО, согласно которому восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен, за исключением случаев получения потерпевшим возмещения причиненного вреда в натуре.

В случае получения потерпевшим возмещения причиненного вреда в натуре восстановительные расходы оплачиваются страховщиком в соответствии с договором, предусматривающим ремонт транспортных средств потерпевших, заключенным между страховщиком и станцией технического обслуживания транспортных средств, на которую было направлено для ремонта транспортное средство потерпевшего.

При определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей, узлов и агрегатов. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. Следовательно, недостаток денежных средств на ремонт ТС может быть обусловлен тем, что при ремонте поврежденного ТС на СТОА устанавливались новые детали и агрегаты.


В какую страховую компанию обращаться за выплатой по ОСАГО, если я не являюсь виновником ДТП?

В соответствии с п.14.1 Федерального закона об ОСАГО, за возмещением вреда, причиненного имуществу, вы можете обратиться к своему страховщику по ОСАГО при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  1. в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в нижеприведенном подпункте б);
  2. дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (ДТП с 25.09.2017 г.) / двух транспортных средств (ДТП до 25.09.2017 г.) (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом об ОСАГО.
Сколько ждать выплату по ОСАГО?

Согласно п. 21 ст. 12 Федерального закона об ОСАГО Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и представленные документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения. При этом необходимо учитывать, что срок принятия решения начитается с даты предоставления последнего документа, необходимого для принятия обоснованного решения, предусмотренного правилами ОСАГО.

Я попал в ДТП. Обращение по ОСАГО. Я отказался предоставить ТС на осмотр специалистам страховой компании и провел независимую экспертизу. Получу ли я в этом случае выплату?

В соответствии Федеральным законом об ОСАГО, страховщик может воспользоваться своим правом на организацию независимой технической экспертизы. Таким образом, выплата будет произведена на основании проведенной страховщиком независимой технической экспертизы.

Могу ли я узнать размер выплаты до ее получения?

В основе страховой выплаты лежит заключение независимого эксперта о стоимости восстановительного ремонта с учетом амортизационного износа. Однако окончательное решение о размере страховой выплаты принимает Страховщик на основании анализа полного комплекта документов, необходимого для выплаты.

Вместе с тем отмечаем, что информация о сумме выплаты в интересах клиента и в соответствии со статьей № 946 ГК РФ по контактному телефону компании не разглашается.

Меня признали виновным в ДТП, но я не согласен с решением ГИБДД. Что мне нужно сделать, чтобы приостановить выплату по моему полису ОСАГО?
  • Постановление о признании виновным должно быть обжаловано в 10-дневный срок в вышестоящей инстанции или в суде. Заявитель сначала подает заявление вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую инстанцию, а уже потом обращается в суд.
  • В случае обращения в суд заявитель лишается права обжалования в вышестоящую инстанцию.
  • Для приостановления выплаты Страховщиком до вынесения окончательного решения страхователю необходимо письменно уведомить страховую компанию о приостановке выплаты потерпевшему.
Получу ли я выплату по ОСАГО в своей компании, если в мое отсутствие неизвестное транспортное средство совершило наезд на мой автомобиль?

Получить выплату в данном случае вы не можете, поскольку по полису ОСАГО застрахована ваша гражданская ответственность перед третьими лицами (то есть страховая компания в результате ДТП по вашей вине может произвести выплату потерпевшим).

Как производится расчет суммы ущерба по ОСАГО?

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая должен возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 000 рублей*;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 рублей.

* Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

  • 475 000 рублей - лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца;
  • не более 25 000 рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим эти расходы.

Размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

  • в случае полной гибели имущества потерпевшего - в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая за вычетом стоимость годных остатков;
  • в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
    К указанным расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте.
Как производится выплата по каско?

При признании факта страхового случая страховщик возмещает страхователю убытки путем осуществления страховой выплаты. Размер страховой выплаты не может превышать величину страховой суммы, установленную по договору страхования.

Конкретные условия и порядок выплаты страхового возмещения определены в Правилах добровольного страхования , в соответствии с которыми был заключен договор добровольного страхования.

Где я могу ознакомиться с перечнем СТОА для ремонта по ОСАГО?

Перечень СТОА, на которых возможен ремонт по ОСАГО, размещен . Возможность обслуживания вашего автомобиля на выбранной СТОА можно уточнить в центре урегулирования убытков «Росгосстраха» при подаче заявления о наступлении страхового случая.

Как производится расчет суммы ущерба при повреждении застрахованного имущества?

При повреждении внутренней отделки и инженерного оборудования.

Расчет суммы ущерба производится в соответствии с п. 9 Правил добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности собственников (владельцев) имущества (типовые (единые)) № 167 от 15.10.2007г., на основании Акта осмотра; гибели, повреждения или утраты строений (квартир), домашнего и/или другого имущества, документов компетентных органов и в соответствии с условиями заключенного Договора страхования:

  • Размер ущерба при гибели объекта определяется в размере страховой суммы объекта страхования
  • Размер ущерба при повреждении внутренней отделки и инженерного оборудования определяется исходя из среднерыночных цен на строительные материалы с учетом износа и расценок на работы, действующих на момент наступления страхового случая, в месте нахождения объекта.

При повреждении (и/или утрате) домашнего имущества.

Расчет суммы ущерба производится в соответствии с п. 9 Правил добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности собственников (владельцев) имущества (типовые (единые)) № 167 от 15.10.2007г. на основании Акта осмотра;гибели, повреждения или утраты строений (квартир), домашнего и/или другого имущества, документов компетентных органов и в соответствии с условиями заключенного Договора страхования.

  • Размер ущерба при гибели имущества определяется отдельно по каждому зафиксированному в Акте о гибели предмету имущества, как стоимость предмета имущества в новом состоянии за минусом процента износа, исчисленного на момент наступления страхового случая.
  • Размер суммы страхового возмещения определяется в соответствии с условиями заключенного договора страхования. Размер ущерба при повреждении имущества определяется отдельно по каждому зафиксированному в Акте осмотра, предмету имущества, как стоимость предмета имущества в новом состоянии за минусом процента износа, исчисленного на момент наступления страхового случая, с учетом процента обесценения.

Размер суммы страхового возмещения определяется в соответствии с условиями заключенного договора страхования.

При повреждении строения.

Расчет суммы ущерба производится в соответствии с п. 9 Правил добровольного страхования строений, квартир, домашнего и другого имущества, гражданской ответственности собственников (владельцев) имущества (типовые (единые)) № 167 от 15.10.2007г. на основании Акта о гибели, повреждении или утрате строений (квартир), домашнего и/или другого имущества, компетентных органов и условий заключенного Договора страхования.

  • Размер ущерба при гибели объекта определяется в размере страховой суммы объекта страхования за вычетом стоимости остатков, годных к использованию по назначению и реализации, с учётом обесценения.
  • Размер ущерба при повреждении объекта страхования равен стоимости затрат на его ремонт (восстановление), с учётом износа и обесценения, для приведения стоимости застрахованного объекта в состояние, соответствующее его стоимости на момент непосредственно до наступления страхового случая.

С 2017 года пострадавший в ДТП владелец автомобиля не имеет права самостоятельно выбирать вид возмещения убытков - денежную компенсацию или ремонт по ОСАГО виновника. Приоритетным является восстановление авто на СТО по направлению страховщика. Для получения страховки необходимо подать заявление и пакет документов в Центр выплат по ОСАГО, а также предоставить автомобиль на осмотр. В каких ситуациях после аварии автовладелец может рассчитывать на денежную компенсацию? Каков порядок ремонтных работ? Вернет ли деньги страховая компания, если отремонтировал авто своими силами? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2018 году?

Порядок компенсации вреда, причиненного застрахованному автомобилю в результате ДТП, определен статьей 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО». Пункт 15 данной статьи указывает, что потерпевшая сторона имеет право получить возмещение ущерба путем проведения восстановительного ремонта транспортного средства на станции ТО, который должна оплатить страховая компания.

Изменения, сделавшие ремонт на СТО приоритетной формой страховой компенсации ущерба по ОСАГО, вступили в силу с 28.04.2017 года.

Пункт 15.1 устанавливает процедуру получения направления на ремонтные работы, их особенности и сроки гарантии. Пунктом 15.2 регулируются установленные требования к станциям технического обслуживания. В случае, если ни одна СТО не соответствует приведенным в законе требованиям, то потерпевший водитель или может согласится на ремонт автомобиля в таком автосервисе или выбрать другую форму страхового возмещения ущерба - в виде выплаты денежных средств.

Когда можно выбирать между деньгами или ремонтом по старым правилам?

Старое ОСАГО предусматривало наличие права у водителей автомобилей выбирать между видами страховой компенсации вреда - выплатой суммы страховки или ремонтными работами в автосервисе. Некоторые страховщики еще до того, как положения о натуральной выплате были внесены в закон, предлагали ее своим клиентам. Но навязывать процедуру восстановления машины на СТО страховые организации не имели права. Вся ответственность за качество и сроки выполнения работ по ОСАГО лежала на станциях техобслуживания, поэтому страховым компаниям было в разы выгоднее, чтобы такая форма возмещения превалировала. В следующей таблице рассмотрены плюсы и минусы того и другого вида возмещения для страхователя.

Таблица - Преимущества и недостатки натурального и денежного страхового возмещения по ОСАГО

Критерий сравнения
Возмещение в виде ремонта машины в автосервисе
Возмещение в виде выплаты денег
Качество ремонтных работ
До апреля 2017 года вопросы, касающиеся дефектов ремонта, решались между страхователем и СТОА. Ответственность страховщика прекращалась после полного расчета за ремонта. После апреля 2017 г. страховая компания несет полную ответственность за качество ремонтных работ и сроки их выполнения
Потерпевший самостоятельно заключает договор со станцией техобслуживания. Он может полностью контролировать работы по восстановлению авто. Ответственность компании прекращается после перечисления денег на счет страхователя
Необходимость доплаты
Расчет стоимости осуществляется с учетом износа запасных деталей, но он не может превышать 50%. Замена поврежденных запчастей осуществляется только с использованием новых деталей. В зависимости от сложности повреждений машины может потребоваться доплата
Расчет стоимости осуществляется с учетом износа деталей. Но есть возможность заменить поврежденные запчасти на б/у. В зависимости от сложности повреждений и износа может потребоваться доплата из личных денег водителя авто
Выбор автосервиса
Пострадавшее лицо выбирает из сервисов, с которыми у страховой организации заключены договоры. Ремонтные работы для авто младше 2 лет осуществляет официальный дилер
Автовладелец может выбрать любой автосервис

В переходный период действовали другие страховые правила - пострадавший уже не мог самостоятельно выбирать ремонт или деньги по ОСАГО, все зависело от ситуации и срока заключения договора обязательной «автогражданки» виновником аварии. В случае, если у виновного в ДТП полис ОСАГО был оформлен до 28 апреля 2017 года, потерпевшая в ДТП сторона могла рассчитывать на выплату денежной суммы. Если полис обязательной «автогражданки» виновника был куплен после указанной даты, то в приоритете была натуральная выплата - ремонт машины в автосервисе. По действующим правилам, если ситуация не подходит под ряд установленных исключений, то выплату денежных средств получить страхователь уже не сможет.

Особенности проведения ремонта по ОСАГО в 2018 году

После ДТП пострадавшее лицо обязано известить страховую компанию о наступлении страхового случая. В течение 5 дней после подачи заявления на получение возмещения владелец должен предоставить ТС для процедуры осмотра специалистом страховой организации, который определит размер полученного ущерба. В случае, если компания и страхователь не достигнут согласия в вопросах стоимости восстановительного ремонта, необходимо будет провести независимую экспертизу. На основании акта независимой экспертизы и пакета документов, которые предоставил владелец машины, будет выдано направление на ремонтные работы. Автовладелец в своем заявлении должен указать на какую СТО страховщика следует направить транспорт. В случае, если автомобиль младше 2 лет и находится на гарантии, ремонтные работы осуществляются у официального дилера.

Порядок направления на ремонт и особенности его проведения, в том числе и определение стоимости восстановительных работ, определяются в главе 4 Правил обязательного автострахования. В общую сумму согласно пункту 4.16 Правил входит стоимость деталей, необходимых для авторемонта, услуги автосервиса, расходы по доставке деталей и самого авто на СТО. Если между страховщиком и владельцем поврежденной машины не заключен дополнительный договор и нет иных законных предпосылок для получения денежной страховой выплаты, то проведение ремонта осуществляется в несколько следующих этапов:

  1. Получение направления на авторемонт после подачи заявления.
  2. Оплата восстановительного ремонта страховой компанией.
  3. Доставка ТС в сервис.
  4. Возврат отремонтированного автомобиля.

При приеме транспортного средства СТОА на месте выдает пострадавшему лицу документ, в котором указывается предполагаемый объем работ, сроки, список повреждений, а также порядок решения вопросов в случаях, если будут обнаружены скрытые дефекты. Если владелец автомобиля в рамках ремонтных работ по полису ОСАГО хочет исправить повреждения, не имеющие отношения к страховому случаю, то между ним и автосервисом заключается дополнительный договор на оказание этих услуг. За качество и сроки дополнительных работ страховщик никакой ответственности нести не будет.

По закону минимальный срок гарантии на восстановительные работы составляет полгода и в зависимости от типа работ может быть увеличен до 1 года. Если в ходе работ выяснится, что повреждения машины серьезнее, чем было выявлено на осмотре, то по согласованию трех сторон (станции ТО, страховой организации и потерпевшего) могут быть изменены сроки ремонта по ОСАГО, его стоимость и объем. В случае, если срок авторемонта не соблюден, страховщик обязуется выплатить неустойку в размере 0,5% от суммы страховки за каждый просроченный день.

Восстановление поврежденного автомобиля по страховому полису должно осуществляться не дольше 30 дней с даты доставки авто к месту проведения ремонтных работ и подписания всех документов.

Обязанности страховой компании по полису обязательной «автогражданки» являются исполненными в случае, когда владелец ТС получает свою машину обратно и не имеет претензий к качеству восстановительных работ и сроку их проведения. Если страхователь заметил какие-либо дефекты после ремонта, то он может направить претензию страховщику - в течение 7 дней автосервис должен провести повторный ремонт машины.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?

Пункт 15.3 предусматривает возможность для водителя самостоятельно отремонтировать транспортное средство на станции техобслуживания, не входящей в перечень партнеров страховщика. Сделать это можно только при согласии самой страховой компании. Если оно будет получено, то страховщик в том же порядке выдаст направление на авторемонт и произведет оплату полной суммы расходов на восстановительные работы на выбранной пострадавшим лицом СТОА.

В случае, если самостоятельные ремонтные работы были проведены до предоставления поврежденного авто на осмотр страховой компании, получить выплату по ОСАГО не получится в силу того обстоятельства, что невозможно будет доказать факт получения повреждений в конкретном ДТП. Если же самостоятельный ремонт будет проведен после осмотра, в наличие будут документы о проведении независимой экспертизы и доказательства того, что страховщик не выдавал направления на ремонт или СТО затягивала время работ по восстановлению, то в претензионном или судебном порядке можно будет получить потраченные деньги, но в сумме не больше лимита ответственности, то есть 400 тыс. рублей.

Когда можно получить деньги вместо ремонта в новых условиях?

Установление приоритета ремонта машины над денежной страховкой было обусловлено желанием страховщиков сократить убыточность в сегменте, а также желанием снизить количество претензий по вопросам возмещения убытков. По мнению представителей «Росгосстраха» при натуральном возмещении просто отсутствует предмет спора между страховой компанией и клиентом - страховщик оплачивает ремонт авто на СТО, а страхователь получает отремонтированную машину. Пункт 16.1 статьи 12 закона «Об ОСАГО» устанавливает случаи, при которых возмещение полученного в ДТП ущерба осуществляется не в виде ремонта на СТО, а в виде выплаты денежных средств. Согласно положениям закона таких случаев всего 8. К ним относятся следующие:

  • Смерть владельца полиса ОСАГО;
  • Невозможность из-за полученных повреждений восстановить авто;
  • Несоответствие СТО требованиям закона и отказ страхователя проводить ремонт машины на одной из станций;
  • Причинение вреда здоровью;
  • Выбор такой формы компенсации страхователем, если он является инвалидом;
  • Отказ страхователя доплачивать за восстановительный ремонт, если его стоимость большее установленных лимитов - 400 тыс. рублей и 100 тыс. рублей (по европротоколу);
  • Невозможность страховщика организовать ремонт на СТО, указанной страхователем при заключении договора;
  • Соглашение сторон о денежной выплате.

Чтобы получить полную сумму компенсации потерпевшая сторона должна вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД, если нет причин оформить все по европротоколу. Заявление, документы, оформленные на месте ДТП, а также справки, соответствующие перечисленным выше случаям, будут основанием для выплаты денег страховой компанией. Если она необоснованно отказывает в компенсации, то страхователь может взыскать средства через суд.

Заключение

После замены старых правил «автогражданки» на новые, перед страхователем, по сути, не стоит выбор - выплаты по ОСАГО или ремонт в автосервисе. Форма компенсации полностью зависит от обстоятельств аварии, размера убытков и наличия станции ТО, соответствующей всем требованиям законодательства. При стандартной процедуре страховая компания осуществляет компенсацию в натуральном виде.

Автостраховщики отмечают, что одной из ключевых проблем является то, что требования, установленные к станциями техобслуживания, слишком жесткие.

Договоры с 5,3 тыс. станциями техобслуживания (СТО) были заключены страховыми компаниями по ОСАГО и КАСКО в начале 2017 года, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), но после вступления в силу новых жестких требований к оказанию услуг ремонт по ОСАГО смогут осуществлять только 25% таких станций.

В конце марта президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о натуральных выплатах в ОСАГО, одобренный Госдумой и Советом Федерации. По данным РСА, закон вступает в силу с 28 апреля 2017 года.

Новый порядок получения страхового возмещения в натуральной форме будет применяться только к договорам страхования, заключенным после дня вступления закона в силу. ТАСС обратился к экспертам с вопросом, чего ждать участникам рынка автострахования и всем автомобилистам от новых правил. Cтраховщики ожидают значительное повышение затрат на возмещение по натуральной форме ОСАГО, владельцы СТО имеют два противоположных взгляда на существующие изменения: для одних новшества являются толчком к сотрудничеству со страховыми компаниями, вторые напротив имеют негативный опыт и не спешат заключать договоры. По мнению автовладельцев, о первых результатах работы можно будет судить спустя три месяца, когда в СТО появятся первые клиенты, попадающие под этот закон.

Мнение страховщиков

По данным пресс-службы РСА, стоимость ремонта по ОСАГО с введением приоритета натурального возмещения будет обходиться на 25% дороже, чем денежные выплаты из-за того, что при расчете размера ущерба не будет учитываться износ транспортного средства.

Страховщики отмечают, что рост расходов будет связан в том числе с тем, что в новом документе установлен запрет на использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов - прим. ТАСС).

По данным РСА, одной из ключевых проблем является то, что требования, установленные к СТО, слишком жесткие. "Например, расстояние до СТО, либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору - прим. ТАСС) должно быть не более 50 км. Во многих регионах дилерские станции, отвечающие требованиям, находятся только в административных центрах субъектов РФ. Это создает для потребителей трудности, так как в этом случае воспользоваться натуральным возмещением по ОСАГО смогут только жители административных центров областей и ближайших городов, для жителей отдаленных городов и других населенных пунктов натуральная форма будет доступна только при дополнительной договоренности со страховщиком", - пояснили там.

Однако, по мнению начальника инженерного отдела "АльфаСтрахование" в Татарстане Дмитрия Павлова, требования к СТО достаточно жесткие, но выполнимые. "Реализация будет во многом зависеть от конкретной региональной специфики, в том числе и сложность реализации, но мы настроены оптимистично. Уже сегодня у нас отработаны процессы по организации ремонта и мы готовы развивать данное направление далее", - сказал он.

Мнение владельцев СТО

Мнение владельцев автостанций разделилось. Одни говорят о нежелании заключать договоры по новому закону, вторые оптимистично встречают открывающиеся возможности.

Так, владельцы СТО в Ставропольском крае негативно оценивают предыдущий опыт сотрудничества со страховыми компаниями по натуральной форме ОСАГО и не торопятся заключать новые договоры. В частности, компания "Реностарт" не намерена работать со страховщиками. "Мы с 2009 года сотрудничали с различными компаниями. Опыт отрицательный: страховщики деньги перечисляли с опозданием, считали меньше реальных затрат, даже приходилось покрывать издержки за свой счет, сотрудничать с автостраховщиками не будем", - сообщили в компании.

Есть и те, кто наоборот открывает новые горизонты благодаря введению закона. Как сообщили корр. ТАСС в пятигорском ООО "ТСС Кавказ", раньше они не работали со страховыми компаниями по натуральному возмещению ОСАГО. "Но теперь, с выходом закона собираемся заключить договоры со всеми, кто на нас выйдет", - рассказал старший кредитный специалист компании Петр Левушкин. В компании убеждены, что закон достаточно проработан и урегулирует все "тонкие моменты", мешавшие ранее сотрудничеству со страховщиками.

Владелец одного из новосибирских СТО Валерий Панщиков считает, что практика работы со страховыми компаниями повлияет на автосервисы скорее положительно. "Во-первых, новые клиенты - это всегда хорошо, для любого автосервиса. Новосибирск в этом плане достаточно конкурентный город. Во-вторых, уровень: чтобы соответствовать требованиям страховщиков, будут стремиться работать не в сараях, обшитых сайдингом, не с выпившими слесарями, а с нормальным инструментом, нормальными специалистами, это в целом для повышения качества услуги плюс", - сказал он ТАСС.

Мнение автовладельцев

У конечных потребителей данного закона остается множество вопросов, в том числе по качеству и по замене деталей. Многие общественники неоднократно заявляли о том, что мошенники начнут восстанавливать старые машины за счет страховщиков.

По словам члена координационного совета Федерации автовладельцев России в Красноярском крае Павла Стаброва, у владельцев остаются много вопросов в том числе на счет ремонта старых машин. "Половина, а то и более наших автомобилей являются "старыми" моделями, которые уже не выпускаются. Как искать новые запчасти для таких машин, сколько на это потребуется времени, сколько времени автовладелец будет оставаться без автомобиля и где во время ожидания и поиска запчастей будет находиться машина - непонятно", - сказал Стабров.

Автовладельцы сообщают, что первые результаты работы они смогут ощутить на себе через несколько месяцев, так как всем участникам нужно понять работу нового механизма. Кроме этого, они обеспокоены отсутствием СТО в маленьких населенных пунктах, где будет "провисать" данная норма.

Так, мнению председателя правления Алтайской краевой общественной организации "Ассоциации защиты прав страхователей" Ольги Писановой, в переходный период перемены в ОСАГО грозят большим количеством проблем для автовладельцев, так как любой новый механизм требует отработки. Правозащитница отметила, что у автовладельцев наверняка начнут возникать вопросы по срокам и качеству ремонта. "Считаю, что может быть много проблем со сроками доставки запчастей - сейчас у нас есть такие дела, где новые автомобили повреждены, с января 2017 года они поставлены на СТО и ждем запчасти, а сейчас уже апрель", - сказала она.
Коллеги с Дальнего Востока считают, что вступление в силу закона может обернуться социальной напряженностью. В частности, в Амурской области это вряд ли поможет справиться с недобросовестными автоюристами, которые переключатся со страховых компаний на автосервисы. Такое мнение высказал в интервью ТАСС кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы "Финансы и кредит" Дальневосточного федерального университета Юрий Шатов.

Он привел в пример отдаленные районы Приморья, где нет качественного автосервиса. По его словам, развитые автосервисы действуют в крупных городах, во Владивостоке, Находке, Артеме, Спасске-Дальнем, Партизанске, а, например, жителю села Красный Яр на севере края, чтобы починить машину, придется ехать в Лучегорск за 150-200 километров по таежной дороге. В таких районах могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией новых правил и, как следствие, социальная напряженность. Вместе с тем он отметил, что в целом Приморский край готов к нововведениям, потому что регион близок к Японии, и система сервиса здесь развита достаточно хорошо.

Мнение юристов

По словам старшего юриста адвокатского бюро "Пучков и Партнеры" (Свердловская область) Николая Хмелевского, новые поправки в Закон об ОСАГО, входящие в цикл изменений, направлены прежде всего на защиту интересов страховых компаний. Кроме того, законодатель рассчитывает на существенное снижение судебных споров по взысканию страховых выплат, в первую очередь за счет снижения активности недобросовестных посредников и предприимчивых "автоюристов". "Не стоит ожидать исчезновения споров между страховщиками и потерпевшими из судов. Связано это с тем, что поправки в закон об ОСАГО ведут к существенному сокращению объема прав потерпевших за счет предоставления дополнительных привилегий страховщикам. Такая ситуация потенциально способна вызвать всплеск обращений в суды со стороны граждан",- сказал он.

Также он отметил, что многие вопросы, возникшие у юридического сообщества на стадии рассмотрения законопроекта, не нашли разрешения в тексте закона. "Неясен порядок вступления закона в силу: должны ли положения закона применяться в случае, если лицом, причинившим вред, договор обязательного страхования был заключен после дня вступления в силу поправок, а потерпевшим - нет, и наоборот. Из-за недостаточной юридико-технической проработки закона можно прогнозировать трудности в практической реализации норм о получении страхового возмещения в натуральной форме", - пояснил он.

В конце марта Путин подписал закон о натуральных выплатах в ОСАГО, согласно которому выплата по ОСАГО автовладельцам-физлицам по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины. Деньги можно будет получить лишь в исключительных случаях, в частности, при полной гибели автомобиля, гибели потерпевшего, причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. рублей), если потерпевший не согласится доплатить. Претендовать на денежную выплату могут инвалиды. Кроме того, денежные выплаты предусмотрены и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком. Также потерпевший сможет потребовать деньги, если страховщик не предложит ему станцию ремонта, соответствующую требованиям закона.

Во время рассмотрения закона в верхней палате парламента было принято решение вести мониторинг исполнения норм закона. Спикер палаты Валентина Матвиенко предложила дать протокольное поручение комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам "последить первые полгода за реализацией этого закона с тем, чтобы понять на практике, что мы не учли".

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама