THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, с 12 апреля 2015 года — подорожал на 41 – 60%. Ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более, чем на 100% — говорится в сообщении Центробанка России.

Кроме повышения базовых ставок ОСАГО минимум на 40%, Центробанк РФ повысил тарифный коридор для страховщиков с 5 до 20%. Тарифный коридор — это ценовой диапазон в пределах которого страховая компания может устанавливать свою стоимость полиса ОСАГО.

Повышение тарифов ОСАГО

Повышение тарифов ОСАГО коснулось практически всех типов транспортных средств. Снижение базового тарифа произошло только для двух типов транспортных средств — мотоциклы, мопеды и легковые квадроциклы, а также тракторов, самоходных-строительных и иных машин

Изменение территориальных коэффициентов по регионам

Кроме того, изменения коснулись и территориальных коэффициентов. Изменения произошли и в сторону снижения и в сторону повышения.

Коэффициенты повысились

Максимальное – на 25% – повышение территориальных коэффициентов произойдет в Камчатском крае и Мордовии.

Коэффициенты понизились

Самое значительное понижение – на 41% – в Магаданской области.

Таблица изменений территориальных тарифов по регионам

В таблице приведены тарифы только для регионов которых коснулись изменения. Полную таблицу территориальных коэффициентов вы можете посмотреть здесь.

Как изменится стоимость полиса ОСАГО

Например, для автомобиля мощностью 101-120 л.с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более 3 лет, примерная стоимость полиса составит:

Что получат автовладельцы взамен

(по мнению Центробанка)

Физическая доступность полисов ОСАГО.

Увеличение страховых выплат за вред жизни и здоровью с 160 000 до 500 000 рублей.

Новый порядок возмещения расходов на восстановление здоровья потерпевшего – с прозрачной методикой, установившей четкие суммы в зависимости от вида травмы.

Прекращение «увиливания» страховщиков от приема заявлений о страховых случаях.

В апреле 2015 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, регламентирующие тарифные коридоры для страховых компаний. Повышение минимального порога базовой ставки отразилось на цене полиса обязательного автогражданского страхования и стало поводом для недовольства у многих владельцев автомобилей. Но сохраниться ли стоимость ОСАГО на текущем уровне или владельцам автомобилей стоит ждать нового роста цен?

Как заявил Игорь Жук, директор департамента страхового рынка Банка России, представителям АСН: мегарегулятор внимательно наблюдает за факторами, влияющими на убыточность для страховой компании полисов ОСАГО, и может экстренно повысить цену на автогражданку, если убыточность может повлечь за собой новый кризис страхования.

Что влияет на стоимость ОСАГО?

Так как ОСАГО - обязательная страховка, её стоимость устанавливается на законодательном уровне и формируется следующим образом: существует базовая ставка - она определяется Банком России и зависит от множества факторов, в том числе и стоимости ремонта автомобиля, попавшего в ДТП. Базовая ставка с апреля 2015 года находится в диапазоне от 3432 рублях до 4118 рублей. Какая базовая ставка будет в конечном итоге, определяет каждая страховая компания самостоятельно, самое главное, она должна находиться в тарифном коридоре.

Изменения базовой ставки в апреле были обусловлены не только ростом выплат по ущербу здоровью, но и ростом убыточности ОСАГО для страховых компаний. Убыточность была обусловлена высокой стоимостью ремонта автомобилей после их попадания в ДТП. Если сказать простым языком, страховым компаниям было не выгодно продавать полисы ОСАГО. Это приводило к тому, что полисы автогражданской ответственности не продавали без дополнительного страхования здоровья, также страховые компании старались свести к минимуму выплаты при страховых случаях. Безусловно, такие меры вызывали негативные эмоции у страхователей, что привело к росту жалоб в Российский союз страховщиков и Банк России на страховые компании.

Рост стоимости ОСАГО позволил сократить убытки страховых компаний. Они в свою очередь перестали навязывать дополнительные услуги и поток жалоб в Центробанк сократился.

Но новая базовая ставка рассчитывалась с учетом апрельского курса доллара. Скачок доллара в августе 2015 года сказался на стоимости ремонта автомобилей, на цене запчастей, на стоимости лакокрасочных материалов. Рост курса доллара может сделать ОСАГО убыточным для страховщиков опять, а методы борьбы с убыточностью у страховых компаний уже известны.

В данный момент Центробанк, по заявлениям Игоря Жука, производит мониторинг текущей стоимости запчастей, цены ремонта автомобиля, чтобы определить, может ли ОСАГО продолжать продаваться по действующим ценам. Если мониторинг покажет, что стоимость необходимо менять, Центробанк это сделает.

Что может помешать росту цен на ОСАГО?

Следует отметить, что 11 сентября 2015 Правительство России обсуждало возможность установления минимального срока, на протяжении которого Центробанк не может менять тарифы на ОСАГО.

Законопроект, внесенный на обсуждение в Госдуму в марте 2015 года, предполагает установку минимального срока в размере 1 года, когда Центробанк может менять базовую ставку. Вторым важным пунктом закона предлагается заморозить возможность корректировать цену ОСАГО до 2017 года.

Если первые поправки были поддержаны законодателями, то вопрос заморозки тарифов не рассматривался. Точных сроков принятия законопроекта никто не знает.

На данный момент открытыми вопросами остаются: будет ли корректировать Центробанк стоимость ОСАГО в 2015 году или у него не будет такой возможности, в связи с вступлением в силу законопроекта о минимальных сроках? Могут ли минимальные сроки отразиться негативно на стоимости ОСАГО, ведь мегарегулятор при повышении тарифов будет закладывать в них дополнительные риски связанные с возможностью менять цену на автогражданку только 1 раз в год?

Многие автолюбители не следят за страховыми новостями и были удивлены, узнав что ОСАГО теперь стоит почти в 2 раза дороже чем в прошлом году. Что случилось? Когда тарифы изменились?

Дело в том, что за последний год тарифы ОСАГО менялись два раза – в октябре 2014 года и в апреле 2015 года. Оба раза стоимость ОСАГО росла.

До октября 2014 базовая ставка составляла 1980 рублей. Конечная цена ОСАГО получается перемножением базовой ставки на ряд коэффициентов, важными из которых являются территориальный коэффициент, коэффицент мощности авто, коэффициент за возраст-стаж, кэоффициент бонус-малус (КБМ). Например, в августе 2014 мой расчет мог бы выглядеть так:

В октябре 2014 указанием ЦБ РФ (№3384-У) базовая ставка была повышена с 1980 до 2440-2574 рублей. Диапазон означал что страховые компании могут сами выбрать базовую ставку в рамках заданного коридора. Как правило, страховые выбирали максимальное значение (2574 руб), т.е. рост составил 30% (2574 к 1980). Однако, в октябре мне еще рано было пролонгировать полис, а до августа 2015 (даты пролонгации) цены успели вырасти еще раз.

В апреле 2015 (указание ЦБ РФ №3604-У) базовая ставка была повышена еще раз с 2440-2574 до 3432-4118 рублей. Опять же страховые компании могли выбрать любую ставку для себя в рамках заданного ценового коридора. На этот раз в Москве не все компании выбрали максимальную базовую ставку, появилась ценовая конкуренция.

В большинстве регионов на сегодняшний день большинство страховых предлагают максимальную базовую ставку в рамках коридора (4118 рублей).

Кроме повышения базовой ставки, в апреле 2015 поменялись региональные коэффициенты по некоторым городам. Однако по большинству городов, включая Москву и СПб, коэффициенты не изменились.

В результате к августу 2015, спустя год, после всех изменений мой полис подорожал в почти 2 раза, а расчет выглядел бы так:

Если выбрать дешевую страховую в Москве, то цена ОСАГО вырастет не в 2 раза, а на 65% (все равно существенно).

Как видите, теперь имеет смысл выбирать компанию тщательнее, не у всех цены ОСАГО одинаковые (особенно в Москве). Правильный выбор экономит 20%.

Сейчас данный тариф составляет 2440-2574 рубля, с 12 апреля он вырастет до 3432-4118 рублей. Таким образом, нижняя граница тарифного коридора повышается на 40%, а верхняя – на 60%.

В некоторых регионах полис ОСАГО подорожает уже завтра, 1 апреля 2015 года, потому что уже вводятся новые региональные коэффициенты, на которые умножается базовый тариф. В 11 регионах они увеличатся.

С апреля самыми дорогими для автовладельцев станут Мурманск и Челябинск: их региональные коэффициенты увеличены до 2,1 – именно в этих городах ОСАГО будет стоить дороже всего. Если ранее полис стоил в Мурманске 4562 – 4813 рублей (водитель старше 22 лет со стажем более трех лет, автомобиль мощностью 70–100 л.с.), то теперь полис ОСАГО обойдётся 7927 – 9512 рублей.

Напомним, что с 1 апреля 2015 года вступает в силу положение закона об ОСАГО, которое вводит новый лимит выплат за ущерб жизни и здоровью 500 тыс. рублей на каждого пострадавшего вместо прежних 160 тыс. рублей. Это нововведение одна из причин подорожания полиса ОСАГО, также по мнению Центробанка, повышение тарифов позволит стабилизировать ситуацию на переживающем кризис сегменте страхового рынка. Объяснили чиновники подорожание базового тарифа обвалом рубля и последовавшим за ним удорожанием ремонта, запчастей и комплектующих.

Обратите внимание, в СМИ уже появились сообщения о случаях продажи поддельных или недействительных полисов ОСАГО. Проверить полис на подлинность можно онлайн – .

В каких регионах полис ОСАГО подорожает больше всего

Территориальные коэффициенты будут увеличены в 11 регионах страны: в Камчатском крае, Адыгее, Мордовии, Чувашии, Республике Марий Эл, а также в Амурской, Воронежской, Мурманской, Курганской и Челябинской областях. Почти на 100% подорожает ОСАГО в Мордовии и на Камчатке (кроме Петропавловска-Камчатского). Раньше житель Саранска заплатил бы за полис 3220 – 3397 рублей, сейчас стоимость страховки вырастет до 5662 – 6794 рублей.

Во многих регионах России автовладельцы пытаются приобрести полис по старому тарифу, чтобы сэкономить свои деньги. Например, на Урале 31 марта с утра длинные очереди в офисы страховых компаний.

Базовая стоимость полисов в крупных российских городах

В приведенной ниже таблице можно ознакомиться с примерными расчетами стоимости полиса в нескольких крупных российских городах, где не изменится региональный коэффициент, но вырастет базовая ставка. Расчеты приведены для автомобилиста старше 22 лет со стажем более трех лет, владеющего машиной, мощность мотора которой находится в диапазоне от 70 до 100 л.с. Все расчеты относятся к водителям с хорошей историей владения автомобилем, удачным соотношением возраста и стажа, а также маломощной машиной. Если добавить в калькулятор дополнительные коэффициенты, то итоговая стоимость полиса окажется значительно выше.

Новые региональные коэффициенты

Сами страховщики считают повышение тарифов обоснованным. Такие меры позволят стабилизировать ситуацию на рынке ОСАГО, переживающем кризис, уверен Михаил Порватов, начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА): «Сейчас примерно в 40% регионов есть проблемы с покупкой полиса ОСАГО. Страховщики либо не продают полисы, либо навязывают дополнительные услуги. Есть случаи отказа крупных страховщиков от лицензии по ОСАГО вообще. То, что сейчас происходит, - следствие того, что ОСАГО уже давно является убыточным видом страхования. Мы ожидаем банкротств страховщиков и огромной нагрузки на компенсационный фонд РСА».

Апрель 2015 года станет месяцем рекордного подорожания ОСАГО: еще никогда тарифы не поднимали столь массово и резко. Сколько будет стоить полис и можно ли сэкономит на ОСАГО — читайте в нашем материале.

Насколько дорожает ОСАГО?

Основная волна подорожаний начнется 12 апреля, когда вступит в силу новый базовый тариф ОСАГО: удорожание составит 40−60%. Так, если сейчас «вилка» базового тарифа составляет 2440 — 2574 рубля, то после корректировки достигнет 3432 — 4118 рублей.

До октября 2014 года базовый тариф ОСАГО не менялся более 10 лет и составлял 1980 рублей. Таким образом, с сентября 2014 года стоимость полиса уже выросла более чем в два раза.

Напомним, что стоимость полиса ОСАГО вычисляется путем умножения базового тарифа на ряд коэффициентов, которые учитывают возраст и стаж водителя, мощность автомобиля, регион использования, аварийность и еще ряд параметров.

Предельная стоимость ОСАГО не может превышать трехкратной величины базового тарифа, умноженной на территориальный коэффициент, например, для Москвы эта величина составляет 24 708 рубля. Однако если водитель допускал грубые нарушения, стоимость полиса может возрасти до 41 тысячи рублей.

В среднем житель Москвы со стажем более 3 лет и в возрасте старше 22 лет, владеющий автомобилем средней мощности (100−120 л.с.) будет платить за ОСАГО порядка 10 тысяч рублей в год.

Изменятся ли региональные тарифы?

С 1 апреля территориальный коэффициент вырастет в 11 регионах России: в Адыгее, Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Курганской, Челябинской областях, Чувашии и Республике Марий Эл, Камчатском крае и Мордовии.

Страховщики мотивируют такой шаг убыточностью данных регионов, в частности, по данным Центробанка, комбинированный коэффициент убыточности в Камчатском крае составил 243%. В результате, в этом регионе и Мордовии повышение территориального коэффициента составит 25%, а, например, в Челябинской области, где он и так был одним из самых высоких (2,0) — 5%.

Несколько регионов «сыграют на понижение», в частности, Ленинградская область, Дагестан, Забайкальский край, Тыва, Ингушетия, Чеченская республика, Еврейская автономная область, Магаданская область, Якутия, Чукотский автономный округ.

С чем связано подорожание?

Причин несколько, и одна из них — общий уровень инфляции. Методика расчета ущерба, утвержденная осенью прошлого года, включала в себя базу данных о стоимости запасных частей и работ для популярных моделей. Однако уже к новому году база, фактически, устарела: рублевые цены на запчасти существенно возросли. Поэтому с апреля стоимость запчастей в базе проиндексируют в среднем на четверть, что обещает примерно такой же рост страховых выплат.

Кроме того, повышается лимит выплат за ущерб здоровью и жизни со 160 до 500 тысяч рублей. При этом начинает действовать новая, более «прозрачная» методика расчета компенсаций.

Осенью прошлого года аналогичным образом увеличились максимальные выплаты за ущерб «железу»: со 120 до 400 тысяч рублей.

Наконец, третьим фактором подорожания стали постоянные жалобы страховщиков на убыточность ОСАГО и необходимость радикального пересмотра тарифов. Соответствующую кампанию страховщики вели несколько лет, а летом прошлого года противостояние перешло в острую фазу: многие страховые компании попросту отказывались продавать полис по старым ценам, ссылаясь на нехватку бланков или навязывая дополнительные услуги. Центробанк надеется, что новые тарифы сделают ОСАГО привлекательным для страховщиков и, как следствие, исключат саботаж.

Какая ответственность предусмотрена за езду без полиса?

Часть 2 статьи 12.3 КоАП предусматривает штраф в 500 рублей для тех водителей, кто имеет полис, но не смог предъявить его инспектору (например, забыл дома). Штраф возрастает до 800 рублей, если полис не оформлен совсем (ч.2, ст. 12.37 КоАП).

Снятие номеров по ст. 12.37 КоАП за езду без страховки отменили в конце 2014 года. Поэтому не исключено, что новые тарифы ОСАГО вызовут шквальный отказ автомобилистов страховать гражданскую ответственность: они посчитают более выгодным оплачивать несколько штрафов в год. Особенно сильной будет мотивация у молодых, «аварийных» водителей, а также владельцев мощных подержанных машин. Не исключено, что увеличится и количество поддельных полисов.

С другой стороны, главным «штрафом» за отсутствие полиса ОСАГО может стать необходимость, в случае ДТП, оплачивать ремонт автомобиля или другого имущества невиновной стороны, а также счета за лечение и другие подобные расходы. При отсутствии полиса пострадавший может взыскать с вас ущерб и утерю товарной стоимости автомобиля через суд.

Как сэкономить?

Основной способ — безаварийная езда. За каждый год без обращения в страховую стоимость ОСАГО снижается на 5%, а предельная скидка за 10 лет может достигнуть 50%. Регулярное участие в авариях, напротив, поднимает стоимость полиса, причем в предельных случаях — в 2,45 раза. Таким образом, разница в цене страховки между аварийным и безаварийным водителем может достигнуть почти пятикратной величины.

Поскольку территориальный коэффициент ОСАГО выбирается исходя из прописки владельца, можно воспользоваться этим обстоятельством. Так, если для Москвы коэффициент составляет 2,0, то для многих подмосковных городов (Наро-Фоминск, Яхрома, Павловский Посад) — 1,7. В российских регионах, особенно в небольших городах, коэффициент заметно ниже: в Калуге и Пскове — 1,2, в Пензе — 1,4, в Арзамасе — 1,1. Конечно, менять московскую прописку на пензенскую только ради ОСАГО желающих не найдется. Однако если человек родом из небольшого города, но живет и ездит в мегаполисе, спешить со сменой прописки, возможно, не стоит.

С апреля увеличивается «вилка», в пределах которой страховые компании могут играть ценой. Так, если до октября прошлого года тарифы ОСАГО были вообще фиксированными, то теперь страховщики могут давать дисконт в размере 5%, а с апреля — до 17%. Поэтому имеет смысл выбрать «дешевую» страховую. Надежность компании в данном случае волнует клиента меньше, чем при страховке КАСКО или недвижимости.

Фото: Алексей Мальгавко/ РИА Новости

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама