THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Раздаточная коробка (рис. 1) имеет две передачи: прямую и понижающую.

С целью уменьшения объема работ в эксплуатации в раздаточной коробке применены шариковые подшипники, которые не требуют регулировок.

Раздаточной коробкой управляют двумя рычагами. Левый рычаг служит для включения переднего моста и имеет два положения: переднее - мост включен и заднее - мост выключен.

Правый рычаг служит для переключения передач в раздаточной коробке и имеет три положения: переднее - включена прямая передача; нейтральное (среднее) положение и заднее - включена понижающая передача.

Механизм переключения передач раздаточной коробки снабжен блокирующим устройством, исключающим возможность включения низшей передачи при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при включенной низшей передаче.

Блокирующее устройство предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки.

Техническое обслуживание раздаточной коробки

Уход за раздаточной коробкой в процессе эксплуатации заключается в проверке крепления, поддержании требуемого уровня смазки и проведении периодической смены масла в картере.

Для устранения неисправностей в отдельных случаях требуется снятие раздаточной коробки с автомобиля и разборка ее.

В зависимости от характера неисправности разборка может быть частичной или полной

Неисправности раздаточной коробки и способы их устранения

Причины неисправности

Способы устранения

Повышенный шум при работе раздаточной коробки:

Увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен в результате износа их зубьев

Заменить изношенные шестерни

Слабая затяжка болтов крепления крышек подшипников и гаек крепления фланцев карданов

Затянуть болты и гайки

Нарушение правильного зацепления шестерен вследствие износа подшипников

Заменить изношенные подшипники

Трудное переключение передач:

Неодинаковое давление в шинах передних и задних колес. При этом во время движения автомобиля не включается передний мост

Выровнять давление в шинах

Заедание в приводе управления раздаточной коробке, которое может быть следствием погнутости или износа деталей привода

Проверить состояние привода и заменить непригодные детали

Смятие, сколы на торцах зубьев включаемых шестерен, появившиеся в результате частого включения их с шумом и ударами

Заменить непригодные шестерни

Заедание в шлицевых соединениях ведущего и промежуточного валов со скользящими шестернями

Заменить неисправные детали

Самовыключение передач при движении автомобиля:

Неправильное включение передач, не обеспечившее полное зацепление зубьев шестерен вследствие большого износа вилок и штоков, а также в результате ослабления крепления вилок на штоках

Заменить изношенные штоки и вилки, обеспечив требуемое крепление вилок на штоках

Перекос зубьев шестерен, вызванный износом следующих деталей: вилок и штоков (при переключении передач не ощущается фиксация); канавок для вилок и шлицев на шестернях включения заднего и переднего мостов; подшипников валов раздаточной коробки

Заменить изношенные детали, а болты затянуть.

При установке новых деталей необходимо обратить особое внимание на обеспечение плотной посадки скользящих шестерен на ведущем и промежуточном валах. При этом валы и скользящие шестерни следует подобрать так, чтобы не было ощутимости углового люфта шестерен при их свободном скольжении по шлицам обоих валов

Осевое перемещение валов раздаточной коробки, в результате ослабления затяжки болтов крепления крышек подшипников, которыми валы фиксируются от осевых перемещений.

Затянуть болты

Течь масла из картера раздаточной коробки:

Износ сальников и поверхностей фланцев, по которым работают сальники

Заменить изношенные детали

Износ сальников на штоках

Подтянуть гайки сальников

Слабая затяжка болтов крепления крышек раздаточной коробки

Затянуть болты

Трещины в картере и крышках, повреждение прокладок

Заменить непригодные детали

Неудовлетворительная работа сапуна (загрязнение его грязью)

Очистить сапун от грязи или заменить его новым

Преждевременный износ или разрушение подшипников раздаточной коробки:

Нарушение балансировки карданных валов

Проверить балансировку карданных валов и состояние карданных соединений

Слабая затяжка болтов крепления крышек подшипников

Затянуть болты крепления крышек подшипников

Выпадение стопорных полуколец промежуточного вала:

Неудовлетворительная сборка вала

Правильно собрать вал

Узлы и детали раздаточной коробки и карданные валы автомобиля ГАЗ-66

Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66

Раздатка автомобиля ГАЗ-66 (рис.1) служит для увеличения крутящего момента и передачи его к заднему и переднему мостам. В раздаточной коробке помещается также устройство для включения и выключения переднего ведущего моста.

Раздатка автомобиля ГАЗ-66 с блокированным приводом представляет собой один агрегат с дополнительной коробкой передач и включает в себя:

Ведущий вал с подвижным на шлицах зубчатым колесом включения прямой (задний мост) и понижающей передачи;

Вал привода заднего моста с зубчатым колесом, имеющим наружный и внутренний зубчатые венцы;

Промежуточный вал с зубчатым колесом включения понижающей передачи и подвижным (на шлицах) зубчатым колесом включения заднего и переднего мостов;

Вал привода переднего моста с зубчатым колесом;
- механизм управления.

На автомобилях, предназначенных для работы в тяжелых дорожных условиях, устанавливают дополнительную коробку передач с двумя понижающими или одной прямой и одной понижающей передачами, позволяющими еще больше увеличивать тяговое усилие на ведущих колесах при любой передаче в коробке передач.

Если автомобили имеют больше одной ведущей оси, то дополнительная коробка передач, как правило, конструктивно объединяется с раздаточной коробкой.

Управление раздаточной коробкой ГАЗ-66 производится двумя рычагами. Требуемое положение рычагов управления обеспечивается регулировкой длины тяг.

Для регулировки положения рычага раздатки необходимо расшплинтовать палец тяги, вынуть его из вилки, передвинуть шток до полного включения требуемой передачи (фиксатор должен четко зафиксировать положение штока), поставить рычаг в положение, соответствующее включенной передаче, и вращением вилки установить необходимую длину тяги.

Затем надо совместить отверстия в рычаге и вилке тяги, вставить палец, зашплинтовать его, и затянуть контргайку на тяге.

Рис.1. Раздаточная коробка ГАЗ-66

1-Сапун;2-Шестерня ведущего вала; 3-Шестерня вала привода заднего моста;4-Ведущая шестерня спидометра; 5-Ведомая шестерня спидометра;6-Промежуточный вал; 7 и 10-Шестерни промежуточного вала; 8-Вал привода переднего моста; 9-Шестерни привода переднего моста; 11-Ведущий вал;12 и 13- Пробки

Раздаточная коробка ГАЗ-66 для автомобиля повышенной проходимости с двумя ведущими мостами представляет собой один агрегат с дополнительной двухступенчатой коробкой передач.

Вторичный вал коробки передач соединен карданной передачей с ведущим валом 11 раздаточной коробки.

Передний шарикоподшипник вала 11 расположен в стенке картера раздаточной коробки, а задний роликоподшипник - в выточке шестерни 3, изготовленной как одно целое с валом привода заднего моста.

Вал привода заднего моста и вал 8 привода переднего моста, а также промежуточный вал 6 вращаются на шарикоподшипниках.

Шестерня 7 промежуточного вала раздатки ГАЗ-66, перемещаясь по шлицам, может входить в зацепление с шестернями 3 и 9, а шестерня 2 ведущего вала 11 - с шестерней 10 промежуточного вала.

У шестерни 3, кроме наружного, имеется также внутренний зубчатый венец, с которым может сцепляться шестерня 2.

На выходящих из картера раздаточной коробки концах валов привода переднего и заднего мостов на шлицах установлены втулки с фланцами карданных шарниров, закрепленные болтами с шайбами.

Крутящий момент от ведущего вала 11 раздатки ГАЗ-66 может передаваться к заднему мосту через внутреннее зацепление шестерен 2 и 3 а к переднему мосту - через шестерни 2, 3, 7 и 9.

При положении шестерни 2, крутящий момент на ведущие мосты не пере¬дается.

При введении шестерни 2 в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 3 включается высшая (прямая) передача заднего моста.

Если ввести также шестерню 7 в зацепление с шестернями 3 и 9, то будет включена прямая передача переднего моста.

Если шестерню ведущего вала раздатки переместить влево до зацепления с шестерней 10 (шестерня 7 остается включенной), то будет включена понижающая передача, при которой крутящий момент к заднему мосту будет передаваться через шестерни 2, 10, 7 и 3, а к переднему мосту через шестерни 2, 10, 7 и,9 и далее через карданные передачи.

Передаточное число понижающей передачи равно 1,96.

Для включения переднего моста передвигают шестерню 7 по валу 6 вправо; при этом она входит в зацепление с шестерней 9, сидящей на валу 8, и соединяет последнюю с шестерней 3.

При передвижении шестерни 7 влево до вывода ее из зацепления с шестерней 3 передний мост выключается.

Шестерни 4 и 5 раздаточной коробки ГАЗ-66 служат для привода спидометра. Масло в картер заливается через отверстие, закрываемое пробкой 13.

Это отверстие служит также для контроля уровня масла, которое спускается через отверстие, закрытое пробкой 12. Сапун 1 служит для вентиляции картера раздаточной коробки.

В системе управления раздаточной коробкой имеется блокировка, исключающая возможность включения понижающей передачи раздаточной коробки при выключенном переднем мосте, а также выключения переднего моста при включенной понижающей передаче в раздаточной коробке.

Периодически необходимо проверять уровень масла в картере раздатки и, при необходимости, доливать до уровня контрольной пробки.

При безгаражном хранении автомобиля в зимнее время для облегчения его трогания с места рычаги раздаточной коробки следует оставлять во включенном положении.

Карданы автомобиля ГАЗ-66

Карданный привод автомобиля ГАЗ-66 состоит из трех карданных валов открытого типа, на концах которых смонтированы герметичные карданные шарниры на игольчатых подшипниках с увеличенной периодичностью смены смазки.

Со стороны переднего и заднего ведущих мостов карданные шарниры закрыты штампованными колпаками.

В связи с тем, что расстояние между раздаточной коробкой и мостами, а также между коробкой передач и раздаточной коробкой не остаются постоянными при движении автомобиля, карданные валы имеют подвижные шлицевые соединения.

Передний и задний карданные валы ГАЗ-66 одинаковы и отличаются лишь установочными размерами. Устройства карданного вала показано на рис.2.

Рис. 2. Карданный вал ГАЗ-66

1 - фланец; 2 - крышка подшипника; 3 - крестовина; 4 - подшипник; 5 и 9 - сальники; 6-масленка; 7-обойма сальника; 8-скользящая вилка, 10 - наружный колпак; 11 - внутренний колпак; 12 - клапан

Для устранения выбрасывания смазки из подшипников и предохранения их от загрязнения в карданных шарнирах установлены сальники 5 и 9.

В центре крестовины карданного вала находится предохранительный клапан 12, служащий для выхода излишков смазки во время сборки шарниров при замене смазки в них.

Для замены смазки необходимо снять карданный вал ГАЗ-66, разобрать шарниры, удалить старую смазку, промыть детали, заложить в каждый подшипник по 3-4 г смазки (1/3 от объема подшипника) и собрать шарниры.

Сальниковое уплотнение подвижного шлицевого соединения состоит из двух резиновых сальников. Натяг сальников уплотнения регулируется навинчиванием обоймы сальника.

Уход за карданами ГАЗ-66 состоит в смазке карданных шарниров, шлицевого соединения, очистке валов от грязи, в проверке осевого и углового зазоров в шарнирах и зазорах в шлицевом соединении, регулировке затяжки обоймы сальника 7 и проверке крепления фланцевых карданных валов.

Во избежание нарушений балансировки при разборке валов все детали маркировать для того, чтобы во время сборки их поставить на прежние места и в прежнем положении.

Следует также обратить внимание на то, чтобы стрелки, указывающие на взаимное расположение валов по шлицевому соединению, лежали в одной плоскости, как указано на рис. 2.

Передний и задний кардан ГАЗ-66 должны ставиться скользящими вилками в сторону раздаточной коробки, промежуточный вал - в сторону коробки передач.

Неисправности карданных валов ГАЗ-66 и способы их устранений

Стук в карданных валах при резком изменении вращения

Износ игольчатых подшипников или шлицевого соединения

Ослабление крепления карданных валов

Проверить карданные валы вращением от руки. При обнаружении люфта заменить изношенные детали. Подтянуть болты крепления карданной передачи.

Вибрация карданных валов ГАЗ-66

Изгиб труб, неправильно собрано шлицевое соединение (не совмещены риски на деталях), ослабление крышек подшипников. Проверить правильность сборки и крепления карданных валов, поврежденные детали заменить.

Течь смазки из шарниров, шлицевого соединения - Износ или повреждение сальников. Сальники заменить.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  • Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Д-245

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  • Операции по сборке базовых компонентов двигателя ЗИЛ-130

_________________________________________________________________________________________

5.2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт раздаточной коробки, разборка, определение технического состояния деталей

СНЯТИЕ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ С АВТОМОБИЛЯ

  • Отсоединить от штоков тяги рычагов управления раздаточной коробки.
  • Отсоединить от рычага горизонтальную тягу ручного тормоза.
  • Отсоединить промежуточный карданный вал, вал привода переднего моста и карданный вал привода заднего моста, снять раздаточную коробку.

РАЗБОРКА РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

  • Снять с фланца ведомого вала барабан центрального тормоза.
  • Раскернить в отвернуть гайку кольцевого фланца ведомого вала, снять фланец и центральный тормоз.
  • Снять крышку верхнего люка и вынуть из отверстий шарики фиксаторов с пружинами.
  • Вывернуть пробку из отверстия под стопорные ползуны.
  • Вынуть из картера штоки переключателя вилки и ползуны блокирующего устройства штоков с пружиной.
  • Вывернуть из картера гайки сальников, вынуть уплотнительные кольца, шайбы и сальники.
  • Снять предохранительные колпаки штоков.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления фланца ведущего вала.
  • Снять фланец и крышку шарикового подшипника ведущего вала.
  • Вынуть из картера ведущий вал с подшипником в сборе и шестерню включения заднего моста и понижающей передачи.
  • Вывернуть из крышки подшипника ведомого вала плунжер ведомой шестерни привода спидометра и вынуть последнюю из крышки.
  • Снять крышку подшипника ведомого вала, снять с ведомого вала задний шариковый подшипник (рис. 51) и ведущую шестерню привода спидометра.

Рис.51. Снятие заднего подшипника с ведомого вала

  • Вынуть из паза на наружной обойме переднего шарикового подшипника ведомого вала стопорное кольцо и вынуть из картера через боковой люк ведомый вал в сборе с подшипником.
  • Снять крышки промежуточного вала.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления переднего подшипника промежуточного вала и снять с промежуточного вала стопорные полукольца.
  • Спрессовать передний подшипник промежуточного вала, снять упорную шайбу (на некоторых автомобилях упорной шайбы нет).
  • Вынуть промежуточный вал в сборе с задним подшипником и шестерни включения переднего моста и понижающей передачи. Отвернуть гайку крепления фланца вала привода к переднему мосту.
  • Снять крышки вала привода к переднему мосту.
  • Раскернить и отвернуть гайку крепления заднего шарикового подшипника вала привода к переднему мосту в спрессовать подшипник.
  • Вынуть из картера вал привода к переднему мосту и шестерню.
  • Спрессовать шариковый подшипник ведущего вала.
  • Спрессовать передний шариковый подшипник с ведомого вала.
  • Выпрессовать из гнезда ведомого вала роликовый подшипник (рис. 52).
  • Спрессовать передний шариковый подшипник вала привода к переднему мосту.
  • Вынуть из паза наружной обоймы подшипника стопорное кольцо.
  • Снять стопорное кольцо из паза вала.
  • Снять задний подшипник промежуточного вала.

Рис.52. Выпрессовка из гнезда ведомого вала роликового подшипника

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

Перед сборкой раздаточной коробки осмотреть все детали.
Требования относительно технического состояния деталей раздаточной коробки аналогичны требованиям к деталям коробки передач. Данные по предельно допустимому износу деталей раздаточной коробки приведены в табл. 10.
Величина допустимого радиального зазора в подшипниках раздаточной коробки и способ его проверки такие же, как для подшипников коробки передач, за исключением роликового подшипника ведущего вала, для которого допустимый радиальный зазор равен 0,06 мм при проверке под нагрузкой 5 кГ.

Основные размеры деталей раздаточной коробки табл.10
Наименование размера Размеры,мм
номинальный допустимый без ремонта
Картер раздаточной коробки
Диаметр отверстий под шариковые подшипник ведущего и промежуточного валов и вала привода переднего моста 80 +0,08 80,04
Диаметр отверстия под подшипник ведомого вала 100 +0,035 100,05
Диаметр отверстий под штоки 16 +0,105 +0,045 16,15
Ведущий вал
Диаметр шейки под роликовый подшипник 25 -0,008 -0,022 24,97
Диаметр шейки под шариковый подшипник 34±0,008 34,98
Ширина шейки под муфту фланца 5 -0,013 -0,070 4,82
Ширина шейки под скользящую шестерню 6 -0,013 -0,050 5,9
Ведомый вал
Диаметр гнезда под роликовый подшипник 62 -0,03 61,96
45 +0,020 +0,003 44,99
Ширина шлицев 5,85 -0,05 5,7
Толщина зуба шестерни (высота замера 5,913) 7,71 -0,08 -0,12 7,5
Промежуточный вал
Диаметр шейки под передний подшипник 35 -0,017 34,97
Диаметр шейки под задний подшипник 17 -0,012 -0,028 34,99
Ширина шлицев 35 +0,020 +0,003 6,82
Вал привода к переднему мосту
Диаметр шеек под передний задний подшипник 35±0,008 34,97
Ширина шлицев переднего конца 7 -0,015 -0,065 4,8
Ширина шлицев заднего конца 5 -0,013 -0,070 5,84
Шестерня включения понижающей передачи
Толщина зуба (высота замера 6,18) 8,076 -0,08 -0,012 7,87
Ширина паза под вилку 8 +0,25 +0,1 8,4
Ширина паза шлицев 6 +0,027 6,08
Шестерня понижающей передачи промежуточного вала
Толщина зуба (высота замера 5,44) 7,29 -0,08 -0,12 7,08
Ширина паза шлицев 7 +0,05 7,15
Шестерня скользящая промежуточного вала
Толщина зуба (высота замера 5,92) 7,68 -0,08 -0,12 7,47
Ширина паза шлицев 7 +0,05 7,1
Ширина паза под вилку 8 +0,25 +0,10 8,4
Шестерня вала привода переднего моста
Толщина зуба (высота замера 5,91) 7,71 -0,08 -0,12 7,5
Ширина паза шлицев 6 +0,027 6,14
Муфта ведомого вала
Диаметр шейки под сальник 51 -0,1 50,7
Ширина паза шлицев 5,89 +0,05 6.06
Муфта ведущего вала
Диаметр шейки под сальник 5 -0,12 50,7
Ширина паза шлицев. 5 +0,05 5,16
Детали механизма переключения
Толщина лапок вилок включения заднего и переднего мостов 8 -0,10 -0,25 7,55
Диаметр штоков переключения передач 16 -0,018 15,97

Как только не называли этот знаменитый автомобиль - и «шишига», и «шишарик», и просто - шестьдесят шестой. А на деле, этот грузовик обладает очень хорошими качествами, например, двигатель, трансмиссия, раздатка ГАЗ 66 находятся в кабине. Это позволило конструкторам избавиться от капота, улучшилась видимость дороги. Первоначально создавался для военных, его конструкция такова, что при десантировании он становится на колеса.

Но, в одно время потребность армии в этих машинах сократилась, зато для гражданских нужд был просто необходим такой автомобиль. Раздатка (а если полностью, то раздаточная коробка) обеспечивает увеличение крутящего момента, а главная функция - передача его к заднему и переднему мостам. Также, в ГАЗ 66 предусмотрено отключение переднего моста, что превращает грузовик в заднеприводный. А вообще, ГАЗ 66, имеющий повышенную проходимость - это автомобиль, которому не страшно никакое бездорожье. Он хорошо ведет себя и на снегу, и в грязи. Во многом это благодаря его высокой посадке, большим колесам, а также полному приводу.

Устройство раздатки

На ГАЗ 66 раздатка с блокировкой переднего моста имеет ведущий вал, включающий прямую и понижающую передачи. На этом валу расположены шлицы, на которых находятся шестерни передач. Имеется также вал для привода заднего моста. На нем находится шестерня, которая имеет зубья как снаружи, так и внутри. Промежуточный вал, который имеет шестерню, передвигающуюся на шлицах, производится включение переднего и заднего мостов при ее помощи. И последний вал - для привода переднего моста, который также оснащен шестерней.

И, конечно же, самое главное - это механизм, с помощью которого происходит управление раздаткой. Если условия, в которых эксплуатируется ГАЗ 66, экстремальные, то дополнительно устанавливают еще коробку передач, которая имеет либо две понижающих передачи, либо одну прямую, одну понижающую. Дополнительная КПП, установленная на ГАЗ 66, позволяет намного увеличить тягу автомобиля, следовательно, улучшается и проходимость.

Эксплуатация раздатки ГАЗ 66

Все управление раздаточной коробкой - это два рычага. Для регулировки их положения изменяют длину тяг. Чтобы это сделать, нужно на автомобиле ГАЗ 66 расшплинтовать на тяге палец, затем вытянуть его из вилки. Далее, передвигаем шток до тех пор, пока полностью не включится нужная передача. Устанавливаем рычаг в то положение, которое соответствует выбранной передаче, а, вращая вилку, устанавливаем требуемую длину тяги. Теперь, когда эти действия проведены, совмещаем отверстия в вилке и рычаге, вставляем в него палец, зашплинтовываем, а гайку на тяге затягиваем.

ГАЗ 66 повышенной проходимости имеет раздатку, которая конструктивно объединена с двухступенчатой коробкой. В этом случае, вторичный вал КПП соединяется с ведущим валом раздатки. Концы валов, которые выходят из картера раздатки, имеют втулки, на которых расположены фланцы карданных шарниров. Их крепление произведено при помощи болтов с шайбами.

В раздатке ГАЗ 66 присутствует блокировка, которая исключает вероятность того, что включится пониженная передача, если передний мост выключен. Как и обратное - исключение возможности выключения привода переднего моста, если включена понижающая передача. Особого обслуживания раздатка ГАЗ 66 не требует, только лишь контроль уровня масла в картере. В случае необходимости, нужно долить до требуемого уровня. В холодное время года, чтобы облегчить трогание с места автомобиля, оба рычага раздатки оставлять лучше во включенном положении.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама