THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наших статьи мы рассказали об истории создания БТР-80 и его технических характеристиках, теперь же перейдём к рассказу о его вооружении и опыту эксплуатации в войсках.

Вооружение БТР-80 состоит из спаренной установки, включающей в себя пулемёт КПВТ, имеющий калибр 14,5-мм, а так же 7,62-миллиметровый ПКТ. Эта установка расположена на цапфах, размещённых в лобовой её части. При этом наведение установки производилось вручную, с помощью винтового механизма. В горизонтальной же плоскости наведение производилось при помощи вращения башни.

Кроме того, для обеспечения наводки пулемётов использовался и перископический монокулярный оптический прицел 1ПЗ-2. Он обеспечивал ведение огня на дальность, не превышающую 2 000 метров при стрельбе из КПВТ по наземным целям, по воздушным целям такая дальность составляла 1 500 метров. При стрельбе из ПКТ поразить можно было только наземные цели на дальность не свыше 1 500 метров.

С помощью КПВТ экипаж бронемашины мог успешно бороться с легкобронированной и иной техникой противника, а так же с вертолётами и низколетящими самолётами. Его боекомплект составлял 500 патронов, снаряжённых в 10-ти лентах. ПКТ же применялся для уничтожения живой силы, а так же стационарных огневых средств противника. Его боекомплект составляет 2 000 патронов, расположенных в 8-ми лентах.

В целях обеспечения противопожарной безопасности машина была оснащена противопожарным оборудованием. Кроме того, БИР-80 был специально разработан для транспортирования его при помощи грузовых самолётов Ил-76 и Ан-22.

В 1994 году Российская армия приняла на вооружение модификацию ГАЗ-5903 (БТР-80) под наименованием ГАЗ-59029 (БТР-80А). От прототипа она отличалась совершенно новым комплексом вооружения. Так БТР впервые в истории отечественных бронетранспортёров такого класса, получил вместо крупнокалиберного пулемёта 30-ти миллиметровую автоматическую пушку, имевшую боекомплект 300 снарядов.

Конструкторы машины вынесли всё её вооружение на специальный лафет за границы обитаемого отделения. Такой ход позволил значительно уменьшить загазованность внутри боевого отделения при стрельбе. БТР-80А комплектовался дневным прицелом 1ПЗ-9, а так же танковым ночным прицелом под наименованием ТПН-3-42 «Кристалл», который позволял поражать в ночных условиях цели на расстоянии до 900 метров.

Новая модификация БТР-80 имела массу 14, тонн и она имела возможность сбивать вертолёты и самолеты, летающие на высотах до 4 000 метров.

Практически в одно и то же время с БТР-80А ГАЗ выпустил его модификацию под индексом БТР-80С, предназначенный для вооружения внутренних войск. Кроме того, на базе шасси этого БТР было создано в 1990 году и самоходное орудие 2С23 «Нона-СВК».

Разрабатывались и иные модификации этой машины. За рубежом так же производились её аналоги, в частности в Венгрии такие БТРы на базе предприятия CURRUS модифицировались под требования НАТО.

БТР-80 до сих пор состоит на вооружении Российской армии, кроме того, он поставлялся на вооружение цело ряда стран мира, начиная орт США и заканчивая республикой Чад.

Технические характеристики БТР-80:

Длина корпуса, мм 7650
Ширина корпуса, мм 2900
Высота, мм 2350..2460
База, мм 4400
Колея, мм 2410
Клиренс, мм 475
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 10
Борт корпуса, мм/град. 7..9
Корма корпуса, мм/град. 7
Лоб башни, мм/град. 7
Борт башни, мм/град. 7
Корма башни, мм/град. 7
Вооружение
Углы ВН, град. 4..+60
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км 1..2 (КПВТ) / 1,5 (ПКТ)
Прицелы 1ПЗ-2
Пулемёты 1 - 14,5-мм КПВТ / 1 - 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя КамАЗ 7403
Мощность двигателя, л. с. 260
Скорость по шоссе, км/ч 80
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20..40 по грунту / 9 на плаву
Запас хода по шоссе, км 600
Запас хода по пересечённой местности, км 200..500 по грунтовым дорогам
Удельная мощность, л. с./т 19,1
Колёсная формула 8-8/4
Тип подвески индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м плавает

Середина 50-х годов была непростым временем для бронетранспортёров всех армии мира. Так как новая тактика ведения боевых действий требовала от моторизированной пехоты не только постоянно сопровождать танковые соединения, но и зачастую идти перед ними. Колёсные бронетранспортёры тех лет не справлялись с такой задачей, поэтому во многих странах полностью отказались от них, в пользу техники на гусеничном ходу. Советский Союз же решил продолжить традицию выпуска боевых машин на колёсном ходу.

История появления БТР-80

В конце 50-х годов перед рядом советских конструкторских бюро была поставлена задача создать новый бронетранспортёр. Эта машина должна была не отставать от гусеничной техники, и даже превосходить её по проходимости и скорости. После объявления конкурса, было создано несколько интересных экземпляров от разных производителей:

  • ЗИЛ-153, который имел всего три пары колёс, закрытый бронёй корпус и торсионную подвеску. Поворачивал он за счёт передних и задних колёс, которые были подвижными. Данная машина была способна не только держаться на плаву, но и передвигаться по воде, используя для этого дополнительный водомётный двигатель;
  • Интересную модель представили машиностроители из Брянска. Главной особенностью её устройства была гидропневматическая подвеска, которая могла менять клиренс до 300 мм. Эту боевую машину планировалось вооружить 73 мм пушкой;
  • Самым удачным вариантом оказался бронетранспортёр, созданный в конструкторском бюро «ГАЗ». Боевая машина, под названием «49» уже в 1959 году была принята на вооружение. В 1961 году было начато серийное производство. Горьковский бронетранспортёр получил новое название – БТР-60П.

Бронетранспортёр БТР-60П получил корпус с открытым верхом из броневых листов. Для защиты от осадков открытый верх закрывался тентом. В качестве вооружения использовался пулемёт СГМБ, который был установлен на станке. Устанавливать пулемёт можно было в нескольких положениях, так как для этого были предусмотрены специальные кронштейны:

  • При движении боевой машины пулемёт крепился на лобовом листе;
  • Если бронетранспортёр находился в бою, то пулемёт мог крепиться как спереди, так и сбоку.

В 1963 году БТР-60П был модернизирован, в результате чего получил полностью закрытый корпус с 4 люками для выхода десанта. В этом же году появился БТР-60ПБ, который получил коническую башню с двумя спаренными пулемётами.

Через 9 лет была создана новая модель бронетранспортёра – БТР-70. В 1976 году его начали производить серийно. Главными отличиями БТР-70 от предшественника были следующие изменения:

  • На БТР-70 были установлены два новых двигателя от ГАЗ-66, которые развивали по 115 л.с. каждый;
  • Теперь десантники в кузове сидели лицом к бортам, а не спиной, что сократило время подготовки к ведению огня;
  • Появились боковые люки для десантников;
  • Бензобаки поместили в изолированные отсеки, что позволило не опасаться сильного повреждения бронемашины при взрыве одного из баков;
  • Установлена автоматическая система противопожарной обороны БТР;
  • Появился независимый и раздельный привод тормозов, что позволяло тормозить при повреждении одной из тормозных систем;
  • Стало возможно при выходе из строя одного двигателя ехать на втором исправном, так как силовую передачу можно было отключить с водительского места;
  • Теперь на машину стали устанавливать два генератора.

Вооружение БТР-70 было аналогичным вооружению БТР-60ПБ, только модели последних лет выпуска оснащались новой башней, которая позволяла вести огонь с большим углом. БТР-70 до сих пор состоят на вооружении многих стран СНГ.

Технические характеристики и описание БТР-80

После боевых действий в Афганистане было решено выпустить новую модель бронетранспортёра, ТТХ которого лучше бы соответствовали боевым задачам, возлагаемым на данный класс бронетехники. Новую модель назвали БТР-80. С 1984 года эта модель начала производиться вместо устаревшего БТР-70.

Внешний вид и общая компоновка БТР-80 практически не отличается от своего предшественника –БТР-70. Рабочие места командира и водителя расположены в передней части корпуса бронетранспортёра. Там же установлены все приборы наблюдения и органы управления.

Моторное отделение изолировано от общего отсека глухой перегородкой. Всё оборудование (двигатель, КПП, топливные баки и прочее) размещены за этой перегородкой. Новый двигатель КАМАЗ-7403 был оснащен турбонаддувом и развивал 260 л.с. Дизельный двигатель позволил существенно сократить расход топлива, что увеличило запас хода в два раза. При этом объём топливных баков остался на том же уровне. Благодаря более высокому крутящему моменту, скорость движения бронетранспортёра значительно повысилась.

Так как дизельный двигатель тяжело запустить при низкой температуре, конструкторы БТР-80 установили на двигатель предпусковой запускатель, который использует электрофакельное устройство. Чтобы вода не попадала в двигатель при преодолении водных преград, воздухозаборные трубы были установлены очень высоко.

Так как ранее на БТР предыдущих серий устанавливались два двигателя, пришлось адаптировать трансмиссию к одному двигателю.

Раздаточная коробка передаёт мощность на лебёдку и водомётный двигатель (который используется для движения бронетранспортёра на воде). Два стояночных тормоза установлены на раздаточную коробку.

Конструкторы БТР-80 постарались так сделать раздаточную коробку, чтобы на неё можно было устанавливать детали и узлы от БТР-70. Кроме этого, на БТР-80 прекрасно устанавливаются следующие узлы от предыдущей модели:

  • Ведущие мосты;
  • Элементы подвески;
  • Рулевое управление;
  • Тормозная система.

Все эти детали без переделки устанавливаются на БТР-80, чего и добивались конструкторы, так как сделать с нуля полностью новую конвейерную линию — весьма затратное дело.

БТР-80 получился очень маневренным и подвижным аппаратом. Это обусловлено следующими факторами:

  • Мощный двигатель, который обеспечивает высокую динамику и проходимость;
  • Полный привод на все 8 колёс;
  • Независимая торсионная подвеска;
  • Высокий клиренс;
  • Система регулирования давления в шинах, благодаря которой бронетранспортёр не только может следовать за танками по бездорожью, но и значительно опережает их.

Боевая машина способна ехать даже при выходе из строя двух колёс. При наезде на мину, как правило, повреждается лишь одно из колёс, после чего бронетранспортёр продолжает движение.

Вооружение БТР-80

Боевое отделение бронетранспортёра находится в середине корпуса и башне. Вооружение БТР-80 состоит из двух спаренных пулемётов:

  • Пулемет КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова), калибра 14,5 мм. Данный пулемёт является одним из самых мощных пулемётов, которые когда-либо использовались в армиях мира. Он сочетает в себе бронебойность противотанкового ружья и скорострельность обычного пулемёта. Способен пробивать легкобронированные цели;
  • 7,62-мм пулемет ПКТ (пулемёт Калашникова танковый), который спарен с основным пулемётом.

Кроме пулемётов, в башне располагаются:

  • Прицел дневной;
  • Смотровые приборы;
  • Ручные приборы наведения.

Сам наводчик сидит на специальном подвесном сиденье, которое расположено под башней. Наводчик может прицельно бить из крупнокалиберного пулемёта на расстояние около 2 000 метров. Из пулемёта Калашникова прицельная дальность в два раза меньше и составляет 1 000 метров. Также крупнокалиберный пулемёт способен вести огонь по низколетящим малоскоростным целям, например по вертолётам. Скорострельность крупнокалиберного пулемёта Владимирова достигает 600 выстрелов в минуту, а пулемёт Калашникова стреляет со скоростью до 800 выстрелов в минуту. Боекомплект в лентах уложен в патронные коробки и составляет 500 патронов к КПВТ и 2 000 патронов к ПКТ.

Десант, размещённый в бронетранспортёре, может вести огонь, не выходя из него, так как БТР-80 оборудован амбразурами. Всего в корпусе имеется 7 амбразур, 2 из которых позволяют вести пулемётный огонь. Люки, расположенные на крыше, приспособлены для метания гранат, стрельбы ракетных ручных комплексов и гранатомётов. Имеются специальные приспособления, для запуска дымовых гранат, которые позволяют создать плотную дымовую завесу.

Корпус БТР-80 легко выдерживает попадание пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Лобовая броня, традиционно более крепкая, способна выдержать попадание пуль из крупнокалиберного пулемёта.

Система вентилирования воздуха обеспечивает экипаж и десант БТР-80 надёжную защиту от отравляющих и радиоактивных веществ. Благодаря 4 люкам и двум двустворчатым дверям, десант способен производить посадку и высадку в считанные секунды. При открывании нижней створки дверей образуется удобная ступенька, позволяющая производить посадку и высадку в движении.

ТТХ БТР-80 имеют следующие характеристики:

  • Боевой вес бронетранспортёра – 13 600 килограммов;
  • Экипаж составляет 10 человек;
  • Максимальная скорость БТР-80 на суше составляет 80 километров;
  • Предельная скорость на воде ограничена 9 километрами;
  • На полных баках бронетранспортёр способен проехать 600 километров или проплыть 12.

БТР-80 способны решать любые боевые задачи как в условиях крайнего севера, так и в песках пустынь.

Машины на базе БТР-80

На базе БТР-80 была разработана целая серия боевых машин различного назначения:

  • Бронетранспортёр для командирского состава;
  • Артиллерийское самоходное орудие 2С23 «Нона СВК», которое было разработано в конце 80-х годов и поставлялось в армию с 1990 года;
  • Ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К, которая предназначена для ремонтных подразделений мотострелковых войск. В её задачу входит буксировка и мелкий ремонт повреждённых бронетранспортёров и специальных машин на базе БТР-80. Для этого БРЭМ-К оборудована всем необходимым оборудованием;
  • РХМ-4 или разведывательно-химическая машина.

В 1994 году конструкторами была разработана модифицированная модель БТР-80, которая получила индекс БТР-80А. Новая боевая машина получила все плюсы предыдущей модели, кроме этого, была существенно повышена огневая мощь. Вместо крупнокалиберного пулемёта на новую машину была установлена автоматическая пушка калибра 30-мм. Боекомплект хранится в нижней части башни бронетранспортёра и составляет 300 снарядов для пушки и 2 000 для пулемёта. Пушка оснащается осколочно-фугасно-зажигательными снарядами, осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. Первые два типа снарядов могут использоваться для стрельбы по воздушным и наземным целям, а бронебойные могут поражать огневые точки и бронированные цели.

Для наведения пушки на цель используются два типа прицелов, дневного и ночного видения. Днём огонь из пушки может вестись на расстоянии до 2 000 метров бронебойными, и до 4 000 осколочно-фугасно-зажигательными снарядами. Прицел ночного видения способен обеспечить прицельную дальность ночью до 800 метров.

Наводчик располагает всеми приборами управления, наведения, перезарядки, смены типов снарядов и другими приборами, необходимыми для ведения огня по различным целям.

Масса новой боевой машины увеличилась незначительно, и составляет 14 500 килограммов. Высота клиренса БТР-80А увеличена до 2 800 мм. Остальные характеристики ни чем не отличаются от БТР-80.

В 2004 году были завершены испытания новой модели бронетранспортёра БТР-90, серийный выпуск которых должен был начаться в 2011 году. К сожалению, в 2011 году Министерство обороны Российской Федерации отказалось от закупки БТР-90, поэтому данная машина так и не была запущена в серийное производство.

БТР-80, которые прекрасно проявили себя во время войны в Афганистане, до сих пор являются главным бронетранспортёром мотострелковых войск. Кроме этого, они используются во Внутренних войсках и морской пехоте.


БТР-80 - советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках.

БТР-80 — видео

БТР-80 поступил в серийное производство в 1984 году, и, неоднократно модернизируясь, по состоянию на 2012 год всё ещё находится в производстве. Последние модификации БТР-80, оснащённые усиленным вооружением, многими специалистами классифицируются как колёсные боевые машины пехоты. Применялся советскими войсками в Афганской войне, а с 1990-х годов является основным бронетранспортёром Вооружённых Сил России и ряда других бывших советских республик и использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. Активно поставлялся и поставляется на экспорт, в общей сложности, по состоянию на 2011 год БТР-80 состоит на вооружении по меньшей мере 26 государств.


История создания и производства

Основным бронетранспортёром СССР к началу 1980-х годов стал запущенный в серийное производство в 1976 году БТР-70. Опыт их эксплуатации уже вскоре показал, что, несмотря на немалые улучшения по сравнению с более ранним БТР-60, большинство основных недостатков предшественника перешли к нему почти без изменений. Одним из них была сравнительно сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей, отличавшихся к тому же повышенным расходом топлива и рядом других недостатков по сравнению с дизельным двигателем. Не менее серьёзной проблемой оставалась неудовлетворительная высадка и посадка десанта и экипажа, лишь немногим улучшившаяся по сравнению с БТР-60. Неудовлетворительной, как показала Афганская война, оставалась и защищённость машины. Ко всему этому на БТР-70 прибавились проблемы с водомётным движителем новой конструкции, который на плаву часто забивался водорослями, торфяной жижей и тому подобными предметами.


Для исправления этих недостатков, в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортёр ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от неё целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками, развёрнутыми в сторону передней полусферы. Бронирование бронетранспортёра было усилено лишь незначительно, но даже при этом масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1986 году принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.


Конструкция

БТР-80 имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой, совмещённого десантного и боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного - в кормовой части машины. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трёх человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика; помимо них, бронетранспортёр может перевозить семь человек десанта внутри, в десантном отделении, и ещё столько же снаружи, на броне.

Броневой корпус и башня

БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Броневой корпус транспортёра собирается при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм. Большинство листов вертикального бронирования БТР-80, за исключением нижних бортовых и кормового, установлены со значительными углами наклона. Броневой корпус всех БТР-80 имеет обтекаемую форму, повышающую его водоходные качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в походном положении на средний лобовой лист корпуса, слегка повышая таким образом его защиту.


В лобовой части корпуса размещается отделение управления, в котором, слева и справа соответственно, находятся механик-водитель и командир бронетранспортёра. За ним располагается отделение десанта, совмещённое с боевым. Шесть десантников в кормовой части десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых сиденьях в центре, сидя лицом к борту. В передней части, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся два одиночных сидения для оставшихся членов десанта, при этом правое сиденье развёрнуто по ходу машины, чтобы обеспечить возможность ведения огня, а левое, занимаемое членом десанта, в боевых условиях становящимся башенным стрелком, развёрнуто спиной к борту. Возле мест всех членов десанта, кроме башенного стрелка, в бортах имеются восемь шаровых установок с углами горизонтальной наводки от ±15 до ±25° для стрельбы из личного оружия. Шаровые установки развёрнуты в направлении передней полусферы, в результате чего задняя полусфера является мёртвой зоной для десантников, небольшая мёртвая зона имеется и спереди слева. Также, ещё два лючка для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок, имеются в десантных люках в крыше.


На БТР-80, как и на предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нём служат большие двухстворчатые бортовые двери размещённые сразу за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперёд по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу. Механик-водитель и командир, как и на предыдущих моделях бронетранспортёров, имеют два индивидуальных полукруглых люка над своими рабочими местами. Помимо этого, в корпусе БТР-80 имеется целый ряд люков и лючков, служивших для доступа к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебёдки.


Вооружение

Вооружение БТР-80 составляет спаренная установка 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, её наведение в вертикальной плоскости, в пределах −4…+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулемётов на цель осуществлялась при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, имевшего переменное увеличение 1,2× или 4× при поле зрения, соответственно, 49° и 14° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника, включая низколетящие воздушные цели, и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32, бронебойно-трассирующими БЗТ, бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, БСТ, зажигательными ЗП и зажигательными мгновенного действия МДЗ. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.


Средства наблюдения и связи

Механик-водитель и командир БТР-80 в дневное время в небоевых условиях осуществляют наблюдение за местностью через два закрытых ветровыми стёклами люка в верхнем лобовом бронелисте корпуса. В боевых условиях или при движении ночью, наблюдение за местностью они вели через перископические смотровые приборы различных типов. Механик-водитель на машинах ранних выпусков располагал тремя перископическими смотровыми приборами ТНПО-115 для обзора переднего сектора, на машинах последующих серий к ним был добавлен ещё один ТНПО-115 в левом верхнем скуловом бронелисте корпуса. В ночных условиях, центральный из направленных вперёд приборов заменялся перископическим бинокулярным пассивным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б, работавшим за счёт усиления естественного освещения, либо за счёт подсветки фарой ФГ125 с инфракрасным светофильтром. Поле зрения прибора по горизонту составляло 36°, по вертикали - 33°, а дальность видения при нормальных условиях - 60 метров при подсветке фарой и 120 при естественной освещённости в 5·10−3 лк.


Основным средством наблюдения для командира машины является комбинированный бинокулярный перископический электронно-оптический смотровой прибор ТКН-3 с дневным и пассивным ночным каналами. ТКН-3 имел увеличение в 5× для дневного и 4,2× для ночного канала, при поле зрения в 10° и 8°, соответственно. Установка прибора позволяла его поворот в пределах ±50° по горизонтали и качание в пределах −13 - +33° в вертикальной плоскости. С прибором был соединён прожектор ОУ-3ГА2М со съёмным инфракрасным светофильтром, служивший для подсветки при недостаточной естественной освещённости. Дальность видения ночью для ТКН-3 составляла 300-400 метров. Помимо ТКН-3, командир располагает тремя приборами ТНПО-115 - двумя для обзора переднего сектора и одним, установленным в правом верхнем скуловом бронелисте.


Для башенного стрелка, основным средством наблюдения за местностью является прицел орудия, кроме этого у него имеются перископические смотровые приборы: ТНП-205, расположенный в левом борту башни и ТНПТ-1, установленный в крыше башни и обеспечивающий задний обзор. Десант располагал двумя перископическими смотровыми приборами ТНП-165А, установленными в крыше корпуса за башней, у посадочных мест десантников-пулемётчиков, а также четырьмя приборами ТНПО-115, установленными в верхних бортовых бронелистах корпуса по обе стороны от дверей.

Для внешней связи, на БТР-80 ранних выпусков устанавливалась радиостанция Р-123М, на машинах более поздних выпусков заменённая более современными Р-163 или Р-173. Для внутренней связи, БТР-80 оснащён танковым переговорным устройством Р-124 на трёх абонентов - командира, механика-водителя и башенного стрелка.


Двигатель и трансмиссия

На БТР-80 используется двигатель КамАЗ-7403 с турбокомпрессором, установленном в развале двигателя. БТР-80 с двигателем ЯМЗ-238М2 имеет индекс БТР-80М.


Модификации

Советские и российские

— БТР-80 - базовая модификация с вооружением из 14,5-мм пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ

— БТР-80К - командирский вариант БТР-80, с сохранением вооружения и дополнительным связным и штабным оборудованием

— БТР-80А - модификация с вооружением из 30-мм автоматической пушки 2А72 и 7,62-мм пулемёта ПКТ, установленных в новой башне лафетной компоновки. Многими специалистами классифицируется как колёсная боевая машина пехоты

— БТР-80С - вариант БТР-80А для войск национальной гвардии России, оснащённый 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм ПКТ в башне лафетной компоновки

— БТР-80М - вариант БТР-80А с двигателем ЯМЗ-238 (240 л.с.) и шинами КИ-126 с увеличенной пулестойкостью. Отличается от своих предшественников увеличенной длиной корпуса.


Венгерские

В Венгрии предприятием CURRUS на базе БТР-80 было разработано семейство специальных машин с установкой различного дополнительного оборудования, с учётом требований НАТО:

— BTR-80 SKJ - бронированная медицинская машина
— BTR-80 VSF - машина радио- био- химической разведки
— BTR-80 MVJ - ремонтно-эвакуационная машина
— BTR-80 MPAEJ - машина техобслуживания и ремонта
— BTR-80 MPFJ - инженерная машина


Украинские

— БТР-80-КБА-2 - украинская модернизация БТР-80 (башня БТР-80 демонтирована, вместо неё установлен боевой модуль с 30-мм автоматической пушкой КБА-2 и устройством для отстрела дымовых гранат)
— БТР-80УМ - украинская модернизация БТР-80. Установлены украинский двигатель производства токмакского завода «Юждизельмаш» мощностью 300 лошадиных сил и новая башня с пулемётно-пушечным вооружением (23-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемёт). Первый демонстрационный образец БТР-80УМ был представлен на учениях в сентябре 1998 года
— БТР-80УП - украинско-польская модернизация БТР-80, разработанная для Ирака. Усилена защита, установлен новые дизельные двигатели мощностью 300 л. с., новые шины и новые электрические и пневматические системы, снята водомётная установка. Помимо линейного бронетранспортёра, разработаны 7 специализированных модификаций


Тактико-технические характеристики БТР-80

Экипаж, чел.: 3
Десант, чел.: 7
Годы эксплуатации: с 1986 - настоящее время

Вес БТР-80

— 13,6 тонн

Размеры БТР-80

— Длина корпуса, мм: 7650
— Ширина корпуса, мм: 2900
— Высота, мм: 2350..2460
— База, мм: 4400
— Колея, мм: 2410
— Клиренс, мм: 475

Броня БТР-80

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 10
— Борт корпуса, мм/град.: 7..9
— Корма корпуса, мм/град.: 7
— Лоб башни, мм/град.: 7
— Борт башни, мм/град.: 7
— Корма рубки, мм/град.: 7

Вооружение БТР-80

— Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)
— Прицелы: 1ПЗ-2
— Пулемёты: 1 × 14,5-мм КПВТ; 1 × 7,62-мм ПКТ

Двигатель БТР-80

— Тип двигателя: КамАЗ 7403
— Мощность двигателя, л. с.: 260

Скорость БТР-80

— Скорость по шоссе, км/ч: 80
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 600
— Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам
— Удельная мощность, л. с./т: 19,1

— Колёсная формула: 8 × 8 / 4
— Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,5
— Преодолеваемый ров, м: 2
— Преодолеваемый брод, м: плавает

Фото БТР-80






Внутри БТР-80


Сегодня одним из наиболее распространенных видов боевой техники во всех армиях мира являются бронетранспортеры. Но так было далеко не всегда. Их стремительное развитие началось после окончания Второй мировой войны. Военные поняли, как важно повысить мобильность пехоты и увеличить ее защищенность.

В СССР в 1949 году был принят на вооружение БТР-40, который был почти точной копией американского бронетранспортера Scout Car M3A1, поставлявшегося по ленд-лизу. Затем в 1950 году был выпущен БТР-152, а в 1959 году был принят на вооружение советский плавающий бронетранспортер БТР-60. На нем были установлены два бензиновых двигателя с двумя трансмиссиями, и эта машина не отличалась особой надежностью. Да и ее огневая мощь не устраивала военных. В 1976 году был создан БТР-70, вооружение которого было усилено. На него установили пулемет КПВТ (14,5 мм) и пулемет ПКТ. Эта машина выгодно отличалась от своего предшественника, на ней также были установлены два бензиновых двигателя, но гораздо более мощных, чем на БТР-60.

Однако, потом началась война в Афганистане и все недостатки БТР-70 сразу же дали о себе знать. Основной его проблемой была силовая установка, которая была сложной, не слишком надежной и потребляла большое количество топлива. Можно сказать, что БТР-70 вообще был мало приспособлен к действиям в горной местности. Даже установленный на нем пулемет имел небольшой угол возвышения и мало чем мог помочь бойцам против засевших в горах душманов.

Очень неудобно было десантироваться из машины, да и защищенность ее оставляла желать лучшего. На Горьковском автозаводе начинается разработка нового бронетранспортера, который в скором будущем получит название БТР-80.

История создания БТР-80

Машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903. Устройство машины принципиально не отличается от БТР-70. Основное внимание разработчики направили на усовершенствование силовой установки машины. Нужен был один надежный дизельный двигатель. Наличие в боевой машине сразу двух моторов и трансмиссий давало определенные преимущества (при повреждении одного двигателя БТР мог двигаться с помощью другого). Но сложность текущего обслуживания и ремонта силовой установки с таким устройством, сводила положительные качества практически на нет.

На новую машину был поставлен дизельный двигатель от серийного автомобиля КамАЗ, что существенно удешевило производство и обслуживание новой техники. Благодаря установке турбокомпрессора БТР-80 мог развивать скорость на 20 км/ч выше, чем его предшественник.

На БТР-80 были сделаны новые люки для десантирования, состоящие из двух створок. Вооружение осталось прежним, а вот конструкция башни была изменена. Бронетранспортер БТР-80 стал на две тонны тяжелее, чем его предшественник, но благодаря установке более мощного двигателя это не сказалось на его маневренности.

В 1986 году машина была принята на вооружение и ее начали изготавливать серийно. На сегодняшний день БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии, а также многих других армий мира. Эта машина активно экспортируется, БТР-80 принимал участие во множестве конфликтов.

Созданы десятки самых разнообразных модификаций БТР-80, на ее базе изготавливаются машины для выполнения специальных функций. На последние модификации этой машины очень часто устанавливают автоматическую пушку и противотанковые ракетные комплексы.

Описание БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

Характеристики ТТХ БТР-80

Ниже приведены технические характеристики БТР-80.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Масса, т 13,6
Длина, мм 7650
Ширина, мм 2900
Высота, мм 2520
Колея, мм 2410
База, мм 4400

Основными частями любой боевой машины, обеспечивающими их подвижность, являются силовая установка, трансмиссия и ходовая часть.

Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.

Двигатель является источником механической энергии. На современных боевых машинах применяются двигатели внутреннего сгорания трех типов: карбюраторные, дизельные и газотурбинные.

Дизели широко применяются на современных боевых машинах, так как они являются более экономичными по сравнению с карбюраторными двигателями.

Основными достоинствами газотурбинных двигателей являются простота конструкции, облегченный запуск при низких температурах.

Система питания топливом предназначена для хранения, очистки и подачи топлива в цилиндры двигателя.

Система питания воздухом служит для забора воздуха из атмосферы, его очистки от пыли и подачи к цилиндрам двигателя.

Система смазки предназначена для хранения, очистки и подачи масла к трущимся поверхностям деталей и узлов двигателя.

Система охлаждения предназначена для отвода избыточного тепла от деталей двигателя и поддержания температуры этих деталей в необходимых пределах. Применяемая охлаждающая жидкость: летом – вода с трехкомпонентной присадкой (присадка предохраняет детали системы охлаждения от коррозии и образования накипи), зимой – антифриз марки «40» или «65».

Система облегчения пуска двигателя предназначена для подогрева двигателя, системы смазки, системы охлаждения при низких температурах окружающей среды.

Трансмиссией называется совокупность агрегатов и механизмов, передающих энергию от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.

Трансмиссия состоит из следующих узлов: главного фрикциона (сцепления), коробки передач, механизма поворота (для гусеничных машин) и бортовых редукторов (колесных редукторов).

Главный фрикцион (сцепление) размещается между двигателем и коробкой передач и предназначен для отключения двигателя от коробки передач при переключении передач, для остановки машины и плавного трогания с места, для предохранения агрегатов трансмиссии и двигателя от перегрузок при резком изменении нагрузок на ведущих колесах.

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел между двигателем и ведущими колесами с целью изменения тяговых усилий и скоростей движения машины в больших пределах, чем это может быть обеспечено за счет изменения режимов работы двигателя.

Механизм поворота гусеничных машин предназначен для осуществления поворота за счет изменения скоростей движения гусениц. Поворот колесных машин осуществляется за счет изменения положения передних колес по сравнению с прямолинейным движением.

Бортовые редукторы (колесные редукторы) предназначены для постоянного увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, с целью уменьшения габаритов коробки передач и механизма поворота.

Ходовой частью называется совокупность деталей и узлов, обеспечивающих опору машины на грунт и, за счет их взаимодействия с внешней средой, ее движение.

Ходовая часть боевой машины состоит из подвески и движителя.

Подвеской называется совокупность узлов и деталей, соединяющих корпус машины с опорными катками (колесами). Подвеска предназначена для смягчения толчков и ударов, передаваемых на корпус, при движении по неровной дороге или местности.

Движитель предназначен для создания тяговых усилий и обеспечения движения машины.

В настоящее время на боевых машинах применяются: гусеничный движитель, колесный движитель, а на плавающих машинах – водоходный движитель.

В качестве водоходного движителя используются гусеницы машины (БМП) или гидрореактивный движитель – водомет (БТР).

1.2. Общее устройство бмп-2

1.2.1. Общая характеристика

Боевая машина пехоты БМП-2 (рис.1.1) является гусеничной боевой машиной, имеющей вооружение, броневую защиту и высокую маневренность, и предназначена для повышения мобильности, вооруженности и защищенности пехоты, действующей на поле боя в обычных условиях или в условиях применения ракетно-ядерного оружия.

Рис.1.1. Боевая машина пехоты (вид слева и спереди)

Машина вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А42 с двухленточным питанием, стабилизированной в двух плоскостях, спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой для борьбы с бронированными целями из машины и вне ее.

Вооружение, установленное в БМП-2, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.

На машине установлены устройства, предназначенные для защиты экипажа и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и бактериологического оружия, а также для защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении машины по зараженной местности. Эти устройства составляют систему защиты от оружия массового поражения.

Для постановки дымовых завес в целях маскировки машина оборудована термодымовой аппаратурой и системой пуска дымовых гранат.

Для траления мин на машину может быть установлено тралящее оборудование.

Машина может преодолевать водные преграды на плаву, используя для передвижения гусеничный движитель, а также приспособлена для авиадесантирования.

Расчет машины состоит из десяти человек: экипаж три человека (командир, механик-водитель, оператор-наводчик) и семь стрелков-десантников. Десант может вести прицельный огонь из личного оружия через амбразуры машины, расположенные в десантном отделении и отделении управления.

Боевая и техническая характеристика БМП-2

Таблица 1.1

Продолжение табл. 1.1

Наименование Параметры
Боекомплект
Пушечных выстрелов всего, шт Патронов к ПКТ, шт Патронов к бортовому ПК, шт Гранаты для РПГ-7, шт Ручных гранат Ф-1, шт Патронов к сигнальному пистолету, шт ПТУР 9М113М
Подвижность и проходимость
Скорость движения, км/час: - средняя по грунтовой дороге - максимальная по шоссе - на плаву Запас хода на основных топливных баках, км Емкость топливных баков, л Преодолеваемые препятствия: - максимальный угол подъема, град - ширина рва, м - высота стенки, м - глубина брода, м 40-50 2,5 0,7 Плав.
Силовая установка
УТД-20С1 6-ти цилиндровый, дизельный жидкостного охлаждения
Силовая передача
Тип число передач (вперед + назад) Механическая с планетарными механизмами поворота 5+1
Ходовая часть
Тип движителя Тип подвески Гусеничный с передним расположением ведущих колес Независимая торсионная
Специальное оборудование
ПАЗ ППО ТДА
Средства связи

Продолжение табл. 1.1

Расположение аппаратов:

А-1 В нише башни справа от командира

А-2 В нише башни слева от оператора-наводчика

А-3 У механика-водителя слева на крыше

А-3 У переднего десантника слева на стенке отсека ФВУ

А-3 В нише левого борта в десантном отделении

А-4 В нише правого борта в десантном отделении

1.2.2 Общая компоновка

По расположению механизмов и оборудования внутри машина условно разделена на четыре отделения (рис. 1.2): отделение управления, силовое отделение, боевое отделение и десантное отделение.

Отделение управления расположено в носовой левой части корпуса. Оно ограничено слева левым бортом машины, а справа – перегородкой силового отделения. В нем размещаются: сиденья механика-водителя (MB) и десантника (Д), органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, средства наблюдения, баллон сжатого воздуха и др.

Силовое отделение расположено в передней правой части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой.

В силовом отделении размещены: силовая установка и агрегаты трансмиссии.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за отделением управления и силовым отделением. Оно включает башню и часть корпуса до перегородки десантного отделения.

Силовое Боевое Десантное

отделение отделение отделение

Отделение управления

Рис. 1.2 Общая компоновка БМП-2.

В боевом отделении размещены: система управления огнем (СУО), боекомплект, место командира машины (справа от пушки) и место наводчика-оператора (слева от пушки).

Десантное отделение расположено в кормовой части машины. Оно ограничено бортовыми листами машины, кормовыми дверями и ограждением сидений десанта.

В десантном отделении размещены: два трехместных сиденья десанта, три топливных бака, две аккумуляторные батареи (АБ).

1.2.3 Корпус и башня

Корпус и башня служат для размещения и защиты экипажа, агрегатов, механизмов и систем машины.

Корпус (рис. 1.3) – сварной, из катанных броневых листов. В передней части корпуса размещается волноотражательный щиток. Носовая часть корпуса состоит из нижнего и верхнего наклонных броневых листов. В верхнем наклонном листе имеется большой люк для доступа к трансмиссии, закрытый ребристым листом. Бортовые листы корпуса состоят из трех частей: верхних, средних и нижних броневых листов. В кормовой части корпуса размещены двери (с топливными баками)для посадки и высадки десанта с топливными баками. В корме размещаются гидродинамические решеткиводоходного движителя.

Рис. 1.3. Корпус машины:

1 – водоотражательный щиток; 2 – ребристый лист; 3 – скоба; 4 – стопор; 5 – нижний наклонный лист; 6 – пробка отверстия для заправки маслом КП; 7 – крышка люка механика-водителя; 8 – крышка люка для доступа к двигателю; 9 – съемная крыша; 10 – колпак обратного клапана выброса воды носовым откачивающим насосом; 11 – пробка отверстия для заправки масляного бака; 12 – пробка отверстия для заправки охлаждающей жидкостью; 13 – сетки над жалюзи; 14 – сетка над заслонками эжектора; 15 – перегородка силового отделения; 16 – колпак обратного клапана выброса воды из силового отделения; 17 – рукоятка лючка для выброса газов из подогревателя; 18 – днище; 19 – кольцевой воздуховод; 20 – подбашенный лист; 21 – бортовой габаритный фонарь; 22, 50 – колпаки клапанов вытяжных вентиляторов; 23, 60 – шахты для ТНПО-170А; 24 – шахта для воздухозаборной трубы; 25, 33 – пробки отверстий для заправки топливных баков; 26 – крышка люка десантного отделения; 27 – торсион; 28 – полка крыла; 29 – кормовой габаритный фонарь; 30 – колпак обратного клапана выброса воды кормовым откачивающим насосом; 31 – дверь-бак; 32 – стоп-сигнал; 34 – защитный кожух прибора ТНПО-170А; 35 – броневая крышка амбразуры для стрельбы из автомата; 36 – сектор; 37 – буксирный крюк; 38 – стопор; 39 – проушина для крепления машины при транспортировании; 40 – отбойник; 41 – отверстие для кривошипа направляющего колеса; 42 – направляющий аппарат; 43 – направляющая очистителя; 44 – задняя часть крыла; 45 – кронштейн пружинного упора; 46 – кронштейн подвески; 47 – фланец для крепления поддерживающего катка; 48, 56 – броневые крышки амбразур для стрельбы из пулемета и автоматов; 49 – кронштейн резинового упора; 51 – поручень; 52 – средние части крыла; 53 – крышка люка для доступа к ФПТ; 54 – крышка люка десантника; 55 – колпак циклона ВЗУ; 57 – ограничитель; 58 – кронштейн крепления гидроамортизатора; 59 – отбойник гусеницы; 61 – передняя часть крыла; 62 – передний габаритный фонарь; 63 – поплавок; 64 – ограждение фары; 65 – штуцера; 66 – хомут; 67, 69 – проушины, 68 – бонка; 70 – платик.

В днище машины сделаны продольные выштамповки для обеспечения ему соответствующей жесткости. Кроме того, в днище сделан специальный люк для обслуживания двигателя, закрываемый крышкой. Имеется также ряд отверстий для слива эксплуатационных материалов, закрываемых пробками.

Крыша корпуса в передней части имеет съемный лист для доступа к двигателю. Над жалюзи системы охлаждения размещены защитные сетки. В крыше предусмотрены люки для посадки и высадки экипажа и десанта.

Башня машины (рис. 1.4) – конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В передней части башни имеется амбразура для установки пушки и спаренного с ней пулемета. На башне размещается пусковая установка ПТУР, имеются люки наводчика и командира машины.

Рис. 1.4. Башня:

1 – кронштейн для фиксации крышки прицела 1ПЗ-3; 2 – плита для установки прицела 1ПЗ-3; 3 – бонка для установки коллиматора; 4 – болты крепления верхнего погона шариковой опоры; 5 – кольцо для установки люка командира; 6 – опорный лист; 7 – нижний погон шариковой опоры; 8 – фланец для крепления шаровой опоры пусковой установки; 9 – стойка для крепления колпачка антенны; 10 – стойка для крепления поплавка; 11 – кожух для установки антенного ввода радиостанции Р-123М; 12 – крышка люка оператора; 13 – крышка башни; 14 – скобы для установки ремней для крепления укрывочного чехла; 15 – задний сектор башни; 16 – шахты для приборов наблюдения ТНПО-170А; 17 – кронштейны для установки системы 902В; 18 – средний сектор башни; 19 – сетка; 20 – отверстие для установки прицела БПК-1-42; 21 – левый передний сектор; 22 – рым; 23 – кронштейн для установки коллиматора; 24 – лист передний; 25 – амбразура; 26 – кожух защитный; 27 – кронштейны для установки осветителя ОУ-5; 28 – рамка; 29 – правый передний сектор; 30 – кронштейн для установки лотка.

1.2.4 Техническая характеристика систем и узлов

Силовая установка БМП-2 состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Двигатель – дизель четырехтактный, 6-цилиндровый V-образный, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя – 220 кВт (300 л. с.).

Система питания топливом включает пять топливных баков. Общая заправочная емкость – 462 л. Топливные баки размещаются в десантном отделении. Каждый топливный бак имеет заправочную горловину.

Применяемое топливо: летом – дизельное марки ДЛ, зимой – дизельное марок ДЗ и ДА.

Система питания воздухом включает в себя воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли. Он крепится к днищу короба эжектора, расположенного в силовом отделении.

Система смазки – циркуляционная, комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, с «сухим» картером. В систему смазки входит масляный бак емкостью 48 л. Емкость всей системы смазки 58 л.

Применяемое масло – МТ-16п.

Системы охлаждения и подогрева. Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией и эжекционным охлаждением радиаторов (без вентилятора).

Заправочная емкость системы: при заправке водой – 52 л; при заправке антифризом – 48 л.

Заправка системы осуществляется через заправочную горловину в расширительном бачке.

Система подогрева предназначена для подогрева двигателя при низких температурах. Основным узлом системы является подогреватель – форсуночный, с жаротрубным котлом. Он установлен в силовом отделении машины.

Система пуска. Основным видом пуска двигателя является пуск сжатым воздухом. Для этого в машине установлен один баллон со сжатым воздухом. Максимальное давление воздуха вбаллоне 15 МПа (150 кгс/см 2). Баллон размещается в отделении управления.

Вспомогательной системой пуска является пуск электростартером.

Трансмиссия машины (рис. 1.2) состоит из главного фрикциона (ГФ), коробки передач (КП), двух механизмов поворота (ПМП) и двух бортовых редукторов (БР).

Главный фрикцион – двухдисковый, «сухой», с трением стали по фрикционному материалу, с рычажным механизмом выключения. Он размещается в общем картере с коробкой передач. Привод управления – гидравлический или пневматический.

Коробка передач – механическая, ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен. Она обеспечивает пять передач переднего хода и одну – заднего хода. Привод управления – гидравлический (2, 3, 4 и 5-й передач) и механический (1-й передачи и передачи заднего хода).

Механизм поворота – двухступенчатый, планетарный. Он состоит из двух планетарных механизмов, размещенных в цилиндрических картерах, прикрепленных с обеих сторон к коробке передач.

Механизм поворота машины обеспечивает ее поворот и кратковременное увеличение тяговых усилий на ведущих колесах. Привод управления – гидравлический.

Бортовые редукторы – однорядные, планетарные с передаточным числом 1=5,5. Картеры бортовых редукторов крепятся к корпусу машины.

Ходовая часть. Гусеничный движитель состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц, двенадцати опорных катков и шести поддерживающих катков.

Гусеницы – мелкозвенчатые, с резинометаллическим шарниром.

Подвеска – независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Упругим элементом подвески являются торсионные валы. Они представляют собой длинные стальные стержни цилиндрической формы. Одним концом торсионный вал соединяется с балансиром, а вторым – с корпусом машины. Гидравлические амортизаторы служат для гашения колебаний машины, возникающих при ее движении. На машине установлено шесть амортизаторов на первых, вторых и задних опорных катках.

1.3. Общее устройство бтр-80

1.3.1. Общая характеристика

Бронетранспортер БТР-80 (рис.1.5) представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях Сухопутных войск.

Бронетранспортер оборудован десятью посадочными местами для размещения отделения в составе командира отделения (машины), механика-водителя, наводчика и семи мотострелков.

В башне бронетранспортера размещается пулеметная установка, состоящая из 14,5-мм и 7,62-мм пулеметов. В корпусе имеются лючки для стрельбы из автоматов.

На машине применены устройства, предназначенные для защиты экипажа, десанта и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и биологического оружия, а также для защиты от радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивно зараженной местности.

Бронетранспортер – четырехосная, восьмиколесная машина со всеми ведущими колесами, способная передвигаться за танками, преодолевать сходу окопы, траншеи и водные преграды.

Машина оборудована системой запуска дымовых гранат для постановки дымовых завес с целью маскировки.

Для тушения пожара в машине имеется противопожарное оборудование.

Бронетранспортер приспособлен для авиатранспортирования.

Рис.1.5. БТР-80 (вид справа и спереди)

Боевая и техническая характеристика БТР-80

Таблица 1.2

Продолжение таблицы 1.2

Наименование Параметры
Вооружение
Пулемет КПВТ, калибр, мм Пулемет ПКТ, калибр, мм 14,5 7,62
Боекомплект
Патронов к КПВТ, шт Патронов к ПКТ, шт Ручных гранат Ф-1, шт
Подвижность и проходимость
Скорость движения, км/час: - максимальная по шоссе - на плаву Запас хода по шоссе, км Емкость топливных баков, л Преодолеваемые препятствия: - максимальный угол подъема, град - ширина рва, м - высота стенки, м - глубина брода, м 2,0 0,5 Плав.
Силовая установка
Марка двигателя Тип двигателя Мощность двигателя, л.с. КАМАЗ-7403 8-ти цилиндровый, дизельный жидкостного охлаждения
Трансмиссия
тип число передач (вперед + назад) Механическая ступенчатая 5+1
Ходовая часть
Тип движителя Тип подвески колесный со всеми ведущими колесами Независимая торсионная
Специальное оборудование
Система защиты от ОМП Противопожарное оборудование Средства маскировки ПАЗ ППО ТДА
Средства связи
Радиостанция: - тип - дальность, км Переговорное устройство: - тип - количество абонентов Р-123М (Р-173) УКВ Р-124 Телефонное с ларингофонами

1.3.2. Общая компоновка

По размещению оборудования внутри машина условно разделена на три отделения (рис. 1.6.): отделение управления, боевое отделение и силовое отделение.

Отделение управлениярасположено в передней части корпуса. В нем размещаются: сиденья командира и механика-водителя, органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, лебедка, средства наблюдения и связи.

Боевое отделениерасположено в средней части корпуса и занимает объем за спинками сидений командира и механика-водителя до перегородки силового отделения. В нем размещаются башенная пулеметная установка с сиденьем пулеметчика, два одноместных сиденья, два трехместных сиденья, боекомплект, ЗИП машины.

Силовое отделениерасположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения герметичной перегородкой. В нем размещены: двигатель, агрегаты трансмиссии, радиаторы в блоке с вентилятором, топливные баки и другие узлы. Часть агрегатов трансмиссии размещается под листами пола машины.

Отделение Боевое Силовое

управления отделение отделение

Рис. 1.6. Общая компоновка БТР-80.

Снаружи машины размещаются: приборы освещения и сигнализации, пусковые устройства для запуска дымовых гранат, ящик ЗИП.

1.3.3. Корпус и башня

Корпус и башня машины служат для размещения экипажа и десанта, вооружения, агрегатов и механизмов и для защиты их от поражения огнем стрелкового оружия.

Корпус представляет собой жесткую конструкцию (рис. 1.7 1.8), сваренную из стальных броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормовой части, крыши и днища.

Рис. 1.7. Корпус машины (вид спереди и слева)

2 , 10 и 12 4 –крышки смотровых люков; 5 – гнездо прибора наблюдения ТКН-3; 6 –гнездо прибора наблюдения ТНПО-115; 7 – люк башенной установки; 8 и 9 – поручни; 10 –амбразура для стрельбы из пулемета; 13 – верхняя створка двери бокового люка; 14 – крышка люка фильтра ФВУ; 15 – швартовочный крюк; 16 и 18 – подножки; 17 –нижняя створка двери бокового люка; 19 – ограждение фары; 20 –буксирный крюк; 21 –крышка люка выдачи троса лебедки; 22 – передние буфера

В носовой части расположены: люк лебедки, волноотражательный щит, смотровые люки.

По бортам корпуса имеются: амбразуры , бортовые двери десанта, люк доступа к ФВУ.

В кормовой части корпуса расположены: заслонка водометного движителя, крышки заправочных горловин топливных баков.

На крыше корпуса имеются: люк командира, люк механика-водителя, вырез башенной установки, верхние люки боевого отделения, люки над силовой установкой.

В днище машины имеются входное отверстие водометного движителя и отверстия для слива эксплуатационных материалов из систем двигателя и узлов трансмиссии.

Рис. 1.8. Корпус машины (вид сзади справа)

1 – защитные щитки воздухоотвода; 2 –скоба для буксирования на плаву; 4 – амбразура для стрельбы из пулемета; 5, 6 – поручни; 7, 9, 11 – амбразуры для стрельбы из автоматов; 8, 14 – подножки; 10 – верхняя створка двери бокового люка, 12 – нижняя створка двери бокового люка; 13 – крышка ниши для аккумуляторных батарей; 15 – выходной канал заднего хода на плаву; 18 – штырь буксирного приспособления; 19 – съемный лист кормы; 20 – заслонка водометного движителя; 21 – козырек отводящего патрубка водооткачивоющего электронасоса; 23 – крышка заправочной горловины топливного бака; 24 – гнездо заднего фонаря; 43 – отверстие устройства для выпуска отработавших газов; 44 – колпак воздухозаборника двигателя; 45 – крышка верхнего люка боевого отделения; 46 – крышка лючка для стрельбы из автомата

Башня бронетранспортера (рис. 1.9) – конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре над вырезом в подбашенном листе крыши корпуса машины. В передней части башни имеется амбразура для установки спаренных пулеметов.

Рис. 1.9. Башня бронетранспортера

1.3.4. Техническая характеристика систем и узлов

Силовая установка представляет собой комплекс агрегатов и узлов, состоящий из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.

Двигатель – дизель, четырехтактный, 8-цилиндровый, V-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя–191 кВт (260 л. с.). На машине может быть установлен такой же двигатель, но без турбокомпрессорного наддува мощностью 154,5 кВт (210 л. с.).

Система питания топливом. В системе питания БТР-80 применяется дизельное топливо. В зависимости от условий эксплуатации используется четыре марки топлива: летнее и три марки зимнего: зимнее до температуры воздуха –20° С, зимнее до –30° С и арктическое до –50° С. В систему питания входят два топливных бака, размещенные в корме машины, общей емкостью 300 л.

Система питания воздухом. Основным узлом системы является воздушный фильтр с автоматической эжекционной очисткой его от пыли.

Система смазки – комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, с «мокрым» картером (т. е. нижняя часть картера двигателя является емкостью для масла). Масло в систему заправляется через заливную горловину картера двигателя и проверяется щупом. Заправочная емкость системы – 28 л. Применяемое масло: летом – М-10Г 2 К, зимой – М-8Г 2 К.

Система охлаждения – жидкостная, вентиляторная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Заправочная емкость: при заправке водой 50 л, при заправке антифризом 49 л.

Заправка системы осуществляется через заливную горловину радиатора.

Система облегчения пуска двигателя состоит из двух частей: электрофакельного устройства и подогревателя. Электрофакельное устройство предназначено для подогрева воздуха во впускных трубопроводах двигателя во время его пуска.

Подогреватель служит для подогрева охлаждающей жидкости в условиях низких температур. Подогреватель смонтирован на двигателе машины.

Трансмиссия БТР-80 – механическая, ступенчатая. Она состоит из следующих агрегатов и узлов (рис. 1.10): главного фрикциона 1, коробки передач 2, раздаточной коробки 3, карданных передач 4, мостов 5, колесных редукторов 6, узлов привода насоса водомета 8, узлов привода лебедки 7.

Главный фрикцион – «сухой», двухдисковый, с трением стали по фрикционному материалу, с гидравлическим приводом управления.

Коробка передач – механическая, пятиступенчатая, с механическим приводом управления.

Рис. 1.10. Схема трансмиссии БТР-80.

1 – редуктор лебедки; 2 – передний карданный вал привода лебедки; 3 – карданный вал привода колесного редуктора; 4 – колесный редуктор; 5 – задний карданный вал привода лебедки; 6 – карданный вал привода третьего моста; 7 – промежуточный карданный вал; 8 – передний карданный вал привода водометного движителя; 9 – промежуточная опора карданной передачи на водометный движитель; 10 – коробка передач; 11 – задний карданный вал привода водометного движителя; 12 – сцепление; 13 – редуктор водометного движителя; 14 – вал гребного винта; 15 – двигатель; 16 – гребной винт; 17 – четвертый мост; 18 – задний карданный вал привода четвертого моста; 19 –промежуточная опора карданной передачи на четвертый мост; 20 – третий мост; 21 – передний карданный вал привода четвертого моста; 22 – раздаточная коробка; 23 – карданный вал привода второго моста; 24 – второй мост; 25 – задний карданный вал привода первого моста; 26 – промежуточная опора карданной передачи на первый мост; 27 – передний карданный вал привода первого моста; 28 –первый мост

Раздаточная коробка предназначена для передачи мощности от коробки передач на ведущие мосты, водометный движитель и лебедку. Она размещается под сиденьями десанта.

Раздаточная коробка – механическая, двухступенчатая, с отбором мощности на водометный движитель и лебедку, с тормозными узлами стояночной тормозной системы. Привод управления – механический, четырехрычажный.

Карданные передачи служат для соединения между собой отдельных агрегатов, расположенных в разных местах машины. Карданные передачи имеют шарниры с игольчатыми подшипниками и телескопические шлицевые соединения.

Мосты предназначены для передачи мощности к колесным редукторам. На машине установлено четыре ведущих моста со специальными кулачковыми дифференциалами.

Колесные редукторы представляют собой одноступенчатую передачу, состоящую из двух цилиндрических шестерен. Они размещены в ступицах опорных колес.

Ходовая часть состоит из колесного движителя и подвески. Колесный движитель состоит из восьми ведущих колес. Колеса съемные, с разъемным ободом. Шины бескамерные, с регулируемым давлением.

Давление воздуха в шинах в зависимости от дорожных условий и скорости движения машины регулируется в пределах от 300 до 50 кПа (от 3,0 до 0,5 кгс/см 2).

Подвеска – независимая, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Водоходный движитель БТР-80 представляет собой один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части машины.

Управление колесным движителем и водометом осуществляется при помощи рулевого механизма.

Рулевое управление предназначено для обеспечения движения машины в заданном направлении.

Поворот машины при движении на суше осуществляется поворотом колес двух передних мостов, а на плаву – одновременным поворотом водяных рулей, заслонок и колес.

Рулевой механизм – механический, с гидравлическим усилителемо.

Контрольные вопросы

1. Назначение боевой машины пехоты БМП-2 и БТР-80.

2. Боевая и техническая характеристика БМП-2.

3. Боевая и техническая характеристика БТР-80.

4. Компоновка БМП-2.

5. Компоновка БТР-80.

6. Размещение экипажа и десанта в БМП-2.

7. Размещение экипажа и десанта в БТР-80.

8. Общее устройство корпуса и башни БМП-2.

9. Общее устройство корпуса и башни БТР-80.

10. Правила пользования люком механика-водителя БМП-2 и БТР-80.

11. Правила пользования дверями и люками корпуса БМП-2, БТР-80.

12. Правила пользования крышей над силовым отделением БМП-2.

13. Расположение приборов наблюдения, агрегатов и узлов, внутреннего оборудования в отделении управления БМП-2, БТР-80.

14. Расположение и крепление вооружения, боекомплекта, приборов наблюдения и прицеливания, агрегатов и узлов стабилизатора вооружения, внутреннего оборудования в боевом отделении БМП-2.

15. Расположение и крепление вооружения, боекомплекта, приборов наблюдения и прицеливания, внутреннего оборудования в боевом отделении БТР-80.

16. Расположение и крепление систем силовой установки и силовой передачи в силовом отделении БМП-2.

17. Расположение и крепление систем силовой установки и трансмиссии БТР-80.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама