THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Имеют минимальную систему контроля состояния двигателя. Изготовители не усложняют лодочный мотор измерительными датчиками. Тахометр – оптимальный выход из трудной ситуации. Этот прибор будет держать Вас в курсе намотанных оборотов двигателя и общего количества часов работы.

Тахометр представляет собой небольшой по размерам и простой в эксплуатации прибор, который предназначен для установки на двигатель моторной лодки. Установка осуществляется без прямого вмешательства в сам двигатель. Прибор подсчитывает импульсы, поступающие по проводу свечи зажигания.
Исходя из количества поступивших импульсов,тахометр выводит на дисплей количество оборотов и время работы двигателя. Он изготовлен из водонепроницаемого материала и весит около 60 грамм. Прибор работает на автономном питании, включается при запуске двигателя.

Принцип действия тахометра

Принцип действия прибора основан на методе индукции. Тахометр – это счетчик импульсов в электрической системе двигателя. Информацию для обработки он получает от катушек магдино. Число импульсов на магдино определяется количеством полюсных наконечников – их число варьируется от четырех до двенадцати. На оборотной стороне тахометра находится переключатель для выставления режима, соответствующего количеству полюсов.

Некоторые тахометры имеют другой принцип действия. Они ведут подсчет электрических импульсов непосредственно с провода свечи зажигания через изоляционный материал. Все обработанные данные видны на дисплее. Но следует учитывать одну особенность:

— обороты двигателя выводятся на экран во время движения;

— моточасы – после остановки лодочного мотора.

При этом количество отработанных часов может подсчитываться тахометром как суммарное, так и за определенные промежутки времени (последние обнуляются).

Для чего же нужен тахометр?

Во-первых , тахометр предназначен для определения точного числа оборотов двигателя при его обкатке. Как известно, обкатка производится за необходимый промежуток времени на определенных оборотах, прописанных в паспорте двигателя. Число оборотов, расходящиеся с паспортными, приводят к снижению срока эксплуатации мотора.

Во-вторых , подсчет моточасов дает представление об общем времени работы двигателя. Благодаря опции подсчета отработанного времени за поездку пользователь может для себя определить:за сколько часов расходуется полный бак топлива.

В-третьих , тахометр – индикатор неисправности лодочного мотора! Если данные тахометра, снятые на максимальных и холостых оборотах двигателя, отличаются от паспортных стандартов, то это признак неких неполадок.

Еще один интересный факт: изменение скоростных характеристик моторной лодки. Чтобы увеличить скорость вращения вала двигателя, нужно подобрать винт с меньшим шагом, и наоборот. Тахометр, как раз, позволяет найти оптимальный винт мотора.
Хочется отметить, что тахометры бывают разных видов:

— универсальные (для всех типов двигателей);

— тахометры для двухтактных двигателей;

— тахометры для четырехтактных двигателей.

Установка тахометра на лодочный мотор

Установка прибора не представляет собой сложный процесс. Пошаговые действия установки описаны ниже:

  • Извлекаем прибор из упаковки и проверяем на наличие повреждений;
  • Убираем крышку с мотора для доступа к проводу свечи зажигания;
  • Кабель тахометра (его свободный конец) оборачиваем, желательно четыре или пять витков, вокруг провода свечи в пяти сантиметрах от наконечника свечи;
  • Фиксируем витки с помощью изоленты либо скотча;
  • Устанавливаем тахометр с помощью саморезов;
  • После протягиваем кабель от провода высокого напряжения к прибору;
  • Тахометр установлен. Режимы включения и выключения автоматические.

Водномоторники сами подбирают двигатель к лодке, катеру или яхте.

Обкатать, правильно нагрузить мотор, подобрать винт с нужными характеристиками поможет тахометр — прибор для измерения оборотов в единицу времени.

В лодочном моторе он считывает электроимпульсы, создаваемые генератором, и замеряет, с какой скоростью вращается коленчатый вал. При невозможности подключить тахометр к генератору переменного тока необходим тахо-датчик. Некоторые модели снимают импульсы через изоляцию со свечного провода.

Результат устройство выдаёт цифрами на электронном дисплее или стрелками на циферблате.

Он слышит разницу в оборотах

Тахометры для ПЛМ помогают решать принципиальные задачи:

  • Контроль и регулировка работы двигателя
  • Определение максимального числа оборотов, которые развивает мотор
  • Выбор оптимального режима функционирования ПЛМ
  • Определение сбоев в работе

Это поможет правильно подобрать . Использование лодочного тахометра снижает скорость уменьшения ресурса двигателя из-за неверно выбранных настроек. Экономит топливо. Словом, бережёт мотор, позволяет выйти на оптимальный баланс скорости и экономичности плавсредства.

Полезная функция некоторых моделей — подсчёт моточасов, общего количества часов работы лодочного мотора. Этот показатель сопоставим с цифрами пробега автомобиля.

Какой тахометр купить

При выборе учитывают следующие критерии:

  • Соответствие техпараметрам конкретного ПЛМ. Производители выпускают универсальные модели и дифференцированные устройства для двухтактных и четырехтактных двигателей.
  • Размеры.
  • Простота установки и эксплуатации.
  • Функциональность и наличие расширенных функций.
  • Тип: аналоговый или цифровой — цифровые дешевле, аналоговые привычнее.
  • Потребность устройства в наличии АКБ.
  • Герметичность: в «разборные» тахометры с заменяемыми батареями может попасть вода.

Монтаж и настройка

Установка тахометра на лодочный мотор достаточно проста. Следуя инструкции, судоводитель способен произвести монтаж самостоятельно. Тахометр крепят на румпеле либо на приборной панели катера. Выбор зависит от личных предпочтений, а также соображений эргономики. Во втором варианте придется учитывать следующие аспекты:

  • Штатную длину сигнального провода.
  • Позицию экрана (циферблата) — штурвал не должен перекрывать обзора.

Последовательность подключения клемм к контактам указана в инструкции. А способ закрепления прибора определяется выбором места для установки бортового тахометра и особенностями устройства врезного или накладного корпуса.

Следующий обязательный этап, без которого предыдущие теряют смысл, — настройка. Как правильно это выполнить — указано в инструкции к конкретной модели.

Точная настройка тахометра на лодочный мотор позволит без погрешностей оценить ходовые качества плавсредства, а также понять, правильно ли подобран «дуэт» винта и двигателя, не заставляя мучительно вслушиваться в его обороты.

Для помощи в непростом выборе подходящего тахометра в нашем интернет-магазине работают консультанты. Они разъяснят все нюансы, звоните: +7 800 555-47-89 .

Лодочный мотор устроен гораздо проще, чем автомобильный. Именно поэтому изготовители часто не обременяют себя установкой измерительных приборов на устройство.

Ведь в таком случае его стоимость несколько возрастет. Однако порой необходимо измерить все показатели, дабы контролировать качество и надежность работы устройства. Для этого потребуются специальные приборы - тахометры. С их помощью Вы узнаете о состоянии мотора, его проблемах и текущих значениях.

Об устройстве

Сами тахометры простые и компактные. Устройство изготовлено специально для установки на лодочный мотор. При этом стоит отметить, что данный процесс очень простой и не потребует каких-либо дополнительных навыков. Не потребуется вмешательство в работу двигателя. Сам тахометр весит всего 65-70 гр, но при этом является устойчивым к внешним раздражителям и воде.

Для того чтобы узнать количество оборотов применяется метод индукции. Тахометр считывает проходящие импульсы. Этот процесс происходит сквозь изоляционный материал. Более того, так определяется не просто число оборотов, но и время работы устройства. Полученная информация выводится на экран. При этом если количество оборотов будет показано и в момент работы мотора, то для того, чтобы увидеть моточасы необходимо будет его выключить. При этом их значение подсчитывается за определенный промежуток (день, неделя). После просмотра такие данные можно сбросить, однако общее количество моточасов убрать нельзя.

Применение

Сам тахометр чаще всего используют для подсчета оборотов. Обычно этот процесс особенно актуален на начальном этапе эксплуатации, когда только происходит обкатка устройства. Необходимо определить насколько реальные показатели отличаются от заявленных, которые прописаны в техпаспорте. Если разрыв будет велик, то мотор будет не так эффективен и производителен, лучше всего отдать его специалисту. Скорее всего, в случае большой разницы между заявленными и реальными данными может быть некий дефект, который следует немедленно устранить.

Кроме того, увидев такой показатель можно примерно рассчитать то, насколько будет хватать топлива, и как долго Вы сможете оставаться на воде, не используя дополнительные ресурсы. Применение тахометра также помогает минимизировать затраты на лодку. Ведь можно рассчитать количество оборотов, при которых устройство двигается достаточно быстро, но при этом не потребляет большое количество горючего.

Можно выделить следующие типы данного устройства:

Универсальный;

Предназначенный для двухтактных моделей;

Используемый для четырехтактных.

Кроме этого, различают аналоговый и цифровой тахометр. В первом случае обороты демонстрируются на индикаторе, а во втором на специальном дисплее.

Выбор необходимого прибора

Сейчас существует целое множество моделей как отечественных, так и иностранных производителей. Обращайтесь в нашу компанию «Румпель-ленд», где вся продукция имеет соответствующую сертификацию, а также отвечает всем требованиям качества и безопасности. В целом, при покупке советуем обращать внимание на следующие показатели:

Функциональные способности (более старые модели демонстрируют исключительно рабочие показатели и узнать минимальные и максимальные значения у них просто невозможно, также обращайте внимание, чтобы была возможность отследить давление масла и температуру);

Легкость в монтаже и дальнейшей эксплуатации;

Технические параметры должны быть на уровне показателей мотора;

Размер и стоимость устройства;

Качество и четкость экрана;

Герметичность тахометра;

Продуктивность (не все функции способны работать в полной мере без дополнительных датчиков).

Учитывая все эти параметры, Вам будет гораздо проще подобрать себе необходимое устройство, которое не просто подойдет к лодке, но и соответствует всем современным требованиям. В таком случае оно стабильно прослужит долгие годы.

Особенности настройки

Для начала необходимо сверить насколько совпадает количество оборотов двигателя при холостой работе и показаниями тахометра в аналогичном режиме. Если Вы заметите существенную разницу, то загляните в инструкцию, где должны быть указания на этот случай. Воспользовавшись несложными советами, получится быстро синхронизировать все показатели.

В случае наличия собственного источника питания монтаж тахометра будет еще проще. Для этого не потребуются дополнительные инструменты или сложные приспособления. Провод, который исходит из самого аппарата, необходимо примотать к другому, идущему к свечам зажигания. Необходимо совершить 4-5 оборотов, после чего полученная конструкция скрепляется при помощи скотча.

Затем закрепляется непосредственно устройство. В качестве подручного средства подойдет и обыкновенный саморез. После завершения данной процедуры следует провести кабель от провода, по которому идет электрический ток до самого тахометра. Преимущества такой конструкции в том, что теперь значительно увеличивается защита от возможных внешних раздражителей, а также влаги.

Таким образом, тахометр - это незаменимый прибор, с помощью легко отслеживать техническое состояние лодочного мотора.

Двигатель современного лодочного мотора - вещь гораздо более простая чем, например, двигатель мотоцикла или автомобиля и не требует особых измерений режима работы. Вероятно, отчасти из-за этого производители крайне редко снабжают двигатели лодочных моторов разного рода электронными девайсами, которыми, как правило, оснащены другие более сложные двигатели внутреннего сгорания. Однако есть одна полезная вещь, которую все-таки стоит приобрести для лодочного мотора, если вы хотите, чтобы он долго служил вам верой и правдой. Это тахометр, который позволит вам определить реальные обороты двигателя и общее количество часов его работы (моточасы) – показатель аналогичный пробегу автомобиля.

Тахометр – это достаточно простой, компактный прибор, который устанавливается непосредственно на двигатель лодочного мотора без вмешательства в его конструкцию. Обычно он устроен так, что способен считывать импульсы, которые идут по силовому проводу свечи зажигания прямо через изоляцию. По количеству считанных импульсов тахометр определяет точное количество оборотов, которые произвел двигатель, а также общее время работы двигателя. Информация о тех или иных показателей выводится на дисплей прибора в зависимости от режима его рабаты.

Итак, для чего же нужен тахометр владельцу лодочного мотора?

Первое – для правильной обкатки вашего лодочного мотора.

Любой новый мотор требует обкатки, которая должна производиться определенное время на строго определенных оборотах двигателя, указанных в паспорте мотора. Значимость этого этапа сложно переоценить, поскольку именно от того, насколько грамотно была произведена обкатка двигателя лодочного мотора, будет зависеть его дальнейшая работа и срок эксплуатации. Новый двигатель очень легко перегрузить, задав слишком большие обороты. Недостаточное или слишком большое количество оборотов двигателя может существенно снизить срок его эксплуатации и привести к проблемам в работе. Определить это на слух практически невозможно. Избежать этого поможет знание точного числа оборотов двигателя, которые и измеряет тахометр. Также при обкатке важно знать точное количество часов, которые наездил двигатель. Это приобретает особое значение, когда обкатка производится с большими перерывами во времени и человек, производящий обкатку может просто забыть, сколько же часов он наездил в прошлый раз. Функция счетчика моточасов на тахометре позволит произвести точный замер времени работы двигателя и избежать каких-либо ошибок по этой части. Кроме того функция счетчика моточасов пригодится вам и в дальнейшем при эксплуатации вашего лодочного мотора. Она позволит засечь время отдельной поездки или узнать, на сколько часов езды хватает одного бака топлива.

Второе – тахометр нужен для диагностики неисправностей лодочного мотора. Как же при помощи тахометра можно выявить проблемы с мотором?

Прежде всего, необходимо обращать внимание на его показания. Тахометр дает возможность проследить, насколько заявленные по паспорту характеристики двигателя соответствуют его реальным оборотам. Для этого необходимо обратить внимание на показатели тахометра при ручке газа, повернутой до максимума, и на холостых оборотах двигателя и сравнить эти показатели с данными, указанными в паспорте. Если показатели отличаются, это может свидетельствовать о том, что двигатель работает некорректно.

Третье – для улучшения скоростных показателей мотора. Этот пункт напрямую связан с предыдущим.

Казалось бы, как при помощи тахометра можно повысить скорость мотора? Сделать это можно. Прежде всего, важно понимать, что на скорость движения лодки влияют мощность мотора, общий вес лодки и правильно подобранный винт. Тахометр нужен как раз для того, чтобы подобрать оптимальный винт для вашего мотора в заданных вами условиях.

Итак, допустим, ваш лодочный мотор не развивает паспортные обороты при максимальном газе. Это свидетельствует о том, что мотор сильно перегружен, нагревается и это не только отрицательно сказывается на скоростных характеристиках его работы, но и может привести к поломке мотора и всё из-за неправильно подобранного винта. Или обратная ситуация – максимальные обороты двигателя превышают заявленные в паспорте. Эта ситуация также неблагоприятна для вашего мотора, поскольку может привести к разрушению лепестковых клапанов и ускоряет износ всех деталей мотора, что может привести к их разрушению и как следствие – поломке мотора. Именно поэтому так важно обеспечить оптимальный для вашего мотора режим работы, соответствующий его паспортным показателям.
В среднем изменение шага винта на 1 дюйм (2,54 см) соответствует изменению скорости вращения винта на 150-200 об/мин. Для увеличения скорости вращения вала следует заменить винт на винт с меньшим шагом. При увеличении шага винта скорость его вращения снижается.

Для подбора оптимального шага винта необходимо выяснить какое максимальное количество оборотов развивает ваш лодочный мотор при полном газе (заслонка дросселя полностью открыта). Если этот показатель меньше максимальных рекомендованных оборотов (как правило, это не больше 5500 об/мин), зафиксируйте их как максимальные для используемого вами винта.

Например:
Обороты двигателя по паспорту = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя по паспорту = 5600 об./мин.
Показания тахометра (фактические максимальные обороты) = 5000 об./мин.
Разность = 600 об./мин.

Шаг винта в 1 дюйм (2,54 см) это примерно 200 об./мин. В результате деления нашей разности (600 об/мин) на 200 получим 3. Соответственно следует использовать винт на 3 шага меньше, чем у используемого ранее винта.

Следует иметь ввиду, что редко когда удается обойтись одним винтом. Если вы используете свою лодку для разных целей и с разным количеством людей и груза на борту, то вам точно понадобится больше чем 1 винт. Для подбора правильного винта в каждой конкретной ситуации ориентируйтесь на показания тахометра.

Тахометр типа ТХ-193 установлен на щитке приборов и прикреплен к нему с помощью двух скоб 40 и гаек 38.

Тахометр имеет пластмассовый корпус 20, к которому спереди металлическим хромированным рантом 16 крепятся пластмассовые стеклодержатель 17 и ободок 15 , а сзади тремя винтами прикреплен корпус 37 миллиамперметра. Электронная часть тахометра смонтирована на плате 36 из фольгированного гетинакса. Шкала крепится к корпусу миллиамперметра двумя винтами. На шкале цветными линиями выделены зоны опасных оборотов коленчатого вала. Предварительная зона опасных оборотов (5500-6000) выделена линиями желтого цвета, а зона опасных оборотов (свыше 6000) линиями красного цвета. Шкала прибора освещается лампой 19 типа АМН 12-3, которая вставляется в ламподержатель, привальцованный к верхней части корпуса. Свет от лампы проходит через голубой пластмассовый светофильтр 18, приклеенный к корпусу, затем через зазор между шкалой и корпусом и равномерно освещает шкалу. В нижней части шкалы имеются три отверстия, закрытые цветными пластмассовыми светофильтрами 41, 42 и 43. Через них проходит свет от контрольных ламп типа АМН12-3, которые устанавливаются в отдельных ламподержателях, привальцованных к нижней части корпуса прибора. Для контрольных ламп в нижней части корпуса имеется специальный отсек, разделенный перегородками на три отдельные секции.

Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания двигателя. В четырёхцилиндровом четырёхтактном двигателе за один оборот валика распределителя зажигания контакты прерывателя размыкаются и замыкаются четыре раза (два раза за один оборот коленвала). Следовательно, за один оборот валика в первичной цепи системы зажигания создается четыре импульса тока и напряжения (два импульса за один оборот коленвала). Чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем больше частота следования импульсов.

Импульсы напряжения в форме затухающей синусоиды (А) снимаются с конца первичной обмотки катушки зажигания и подаются на вход формирователя запускающих импульсов, который состоит из звеньев R1-C1, R2-C2, VI и CЗ-C4. От формирователя запускающие импульсы уже определенной величины и формы (Б) подаются на вход ждущего мультивибратора, собранного на транзисторах V2 и V4. Мультивибратор преобразует их в импульсы тока прямоугольной формы (В) с постоянной амплитудой и длительностью. Эти импульсы проходят через катушку миллиамперметра, включенную в коллекторную цепь транзистора V2. В зависимости от частоты следования импульсов меняется средняя величина силы тока, проходящего через обмотку катушки миллиамперметра, и тем на большую величину отклоняется стрелка прибора. Прибор обеспечивает отклонение стрелки на угол 270° при силе тока 10 мА.

Стабилитрон V5 стабилизирует напряжение питания, чтобы его колебания не влияли на точность показаний прибора. Терморезистор RЗ служит для компенсации температурной погрешности прибора. Диод VЗ предназначен для защиты транзистора V2 от пробоя ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке миллиамперметра.

Миллиамперметр применен магнитоэлектрического типа. Его магнитная система состоит из постоянного магнита 44, зажатого между двумя магнитопроводами - наружным 47 и внутренним 48. Магнит и магнитопроводы прикреплены к пластмассовому корпусу 37. Внутренний магнитопровод имеет кольцевую часть, которую охватывает катушка 45, закрепленная на держателе 46. Ось миллиамперметра вращается в двух втулках. Передняя втулка закреплена в корпусе 37, а задняя крепится к наружному магнитопроводу 47. Концы оси смазываются при сборке специальной силиконовой жидкостью, которая обладает демпфирующий свойством - гасит колебания стрелки при движении автомобиля. На оси закреплены стрелка, держатель 46 катушки и спиральные пружины. Чтобы уравновесить катушку, у держателя 46 на трех плечах закреплены свинцовые балансировочные грузики. Ток в обмотку катушки подводится через две спиральные пружины, концы которых припаяны к контактным лепесткам текстолитовой шайбы 49, закрепленной на корпусе миллиамперметра. Пружины изолированы друг от друга и от оси пластмассовой дистанционной втулкой. Протекающий по обмотке катушки 45 электрический ток создает вокруг нее магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей катушки и постоянного магнита 44 на катушку действует сила, которая преодолевает сопротивление пружины и поворачивает ее вместе с осью и стрелкой на некоторый угол. Этот угол тем больше, чем больше величина силы тока, протекающего на обмотке катушки.

С 1983 г. несколько изменена схема входной части тахометра (до конденсатора C4). Новый вариант входной части показан на рисунке слева от основной схемы тахометра. Подключение тахометра к подвесным моторам.

Тахометр TX-193 отличается хорошей точностью, небольшими габаритами, малым весом, небольшим энергопотреблением и предназначен для работы в условиях повышенной тряски и вибрации. Кроме того, он несравненно дешевле любых имеющихся в продаже специальных тахометров для подвесных лодочных моторов как зарубежного, так и отечественного производства. Все эти качества делают TX-193 весьма привлекательным для измерения частоты вращения коленвала подвесных моторов.

Наиболее просто эта задача решается для двухцилиндровых двухтактных подвесных моторов, комплектующихся электростартером и аккумулятором и имеющих одноканальную электронную систему зажигания с двухискровой катушкой зажигания. В таких моторах образуется два импульса зажигания за один оборот коленвала и напряжение бортсети определяется номинальным напряжением аккумулятора и с большой точностью равно 12 V. То есть условия работы тахометра с таким мотором ничем не отличаются от его штатных условий работы на автомобиле. В этом случае вход тахометра соединяется с выводом первичной обмотки высоковольтной катушки зажигания, а питание подаётся с положительной и отрицательной клемм аккумулятора соответственно. Из отечественных моторов в эту категорию попадает только "Вихрь-30" с магдино МБ-22, причём в цепь "+" питания тахометра следует включить тумблер выключения прибора на стоянках для предотвращения разряда аккумулятора. В случае с моторами зарубежного производства "+" питания на тахометр следует подавать через контакты замка зажигания на пульте ДУ, предназначенные именно для питания приборов. Градуировка шкалы прибора при работе с такими моторами полностью сохраняется. (см. примечание)

Также довольно просто подключить TX-193 к двухцилиндровым двухтактным моторам с одноканальной ЭСЗ, имеющим генераторную катушку освещения, но не имеющих электростартера. Из отечественных моторов таковыми являются "Вихрь-30Р" и "Нептун-23Э" с магдино МБ-22, а также моторы с самодельной ЭСЗ , описанной на этом сервере. К выходу выпрямителя такого мотора нужно подключить аккумулятор и от аккумулятора запитать прибор через тумблер. Если мотор не оснащён выпрямителем, следует выпрямитель установить. Рекомендуется использовать недорогой и широко рапространённый выпрямитель ВБГ-3 от "Вихрей", либо собрать самодельный выпрямитель по мостовой схеме Греца из четырёх диодов с рабочим напряжением > 50 V и рабочим током > 5 А, например, серии КД-202. В зависимости от места размещения отдельных элементов схемы на судне, в нужных местах устанавливаются разъёмы.

Емкость применяемого аккумулятора выбирается исходя из потребностей расходования электроэнергии при неработающем моторе. Если не предполагается подолгу пользоваться фарой или другим ярким освещением на стоянке, то для питания приборов можно обойтись аккумулятором гораздо меньшей емкости (а значит, меньшей стоимости и веса), чем для запуска мотора электростартером. Отечественные моторы выдают зарядный ток не более 3.5 А, следовательно, можно применять аккумуляторы емкостью более 28 Ач без опасности их перезаряда. Поскольку генераторы зарубежных моторов обычно мощнее, следует измерить ток заряда аккумулятора амперметром или комбинированным прибором и убедиться, что он не превышает существенно величины 0.1 от емкости аккумулятора.

В принципе можно использовать совсем маленькие аккумуляторы, например от источников бесперебойного питания (UPS), китайских аккумуляторных фонарей, мотоциклетные малогабаритные аккумуляторы, емкостью от 4 Ач и выше. Однако существует опасность порчи таких аккумуляторов слишком большим током заряда. Для его ограничения следует включить между выпрямителем и аккумулятором гасящее сопротивление. Наиболее удобно в качестве такого сопротивления применять лампы накаливания (автомобильные или от карманных фонарей). Слабое свечение лампы будет служить индикатором заряда аккумулятора. Из-за сложной формы напряжения генераторной катушки лодочного мотора трудно точно рассчитать требуемую величину гасящего сопротивления, поэтому следует подобрать нужную лампочку из нескольких разной мощности экспериментальным путём, стремясь к тому, чтобы зарядный ток при максимальных оборотах примерно соответствовал 0.1 от величины емкости аккумулятора.

Если же ставится задача обойтись без аккумулятора, сделать это будет несколько сложнее. Дело в том, что внутренний стабилизатор напряжения тахометра ТХ-193 собран по самой простейшей схеме (R11, V5 ) и обеспечивает возможность работы прибора при питающем напряжении от 10 до 16 вольт. Пределы же изменения выпрямленного и сглаженного конденсатором напряжения генераторной катушки подвесного мотора гораздо шире - от 8 до 40~50 вольт. Питание тахометра таким напряжением неминуемо приведёт к тому, что как минимум сгорит стабилитрон V5 , а как следствие, возможно будет повреждена и основная схема. Применение традиционных компенсационных транзисторных стабилизаторов возможно, но нежелательно, поскольку на малых оборотах приведёт к снижению выходного напряжения на величину падения напряжения на транзисторе и увеличению погрешности измерения на начальном участке шкалы.

Наиболее рационально использование тиристорного регулятора напряжения с параллельным включением тиристоров. Дело в том, что генераторы подвесных моторов имеют одно весьма положительное свойство. При замыкании на любое, сколь угодно малое сопротивление, ток через них (в том числе и ток короткого замыкания) не превосходит существенно номинальный (для магдино МН-1 и МВ-1 величина тока равна 3,5 А). Это объясняется тем, что ток в цепи генераторных катушек ограничивается их индуктивностью рассеяния, а не внешним сопротивлением. Эта особенность делает безопасным короткие замыкания и позволяет ограничить ток зарядки аккумулятора величиной около 3,5 А без дополнительных устройств. Кроме того, оно позволяет использовать стабилизаторы с шунтирующими транзисторами или тиристорами. В приведенной схеме стабилизатора шунтирующие тиристоры работают в ключевом режиме.

Стабилизатор состоит из мостового выпрямителя V1...V4 , шунтирующих тиристоров V5 и V6 , цепи задающего стабилизатора V7 и R2 , диодов развязки V8, V9 и конденсатора фильтра С1 . Работает стабилизатор следующим образом. Ток генератора, выпрямленный мостом, заряжает конденсатор фильтра до тех пор, пока напряжение на нем не превысит напряжения задающего стабилитрона V7 . Как только это произойдет, тиристоры откроются. Ключевой режим тиристоров обеспечивается их свойством самостоятельно поддерживать открытое состояние. Запирание тиристоров происходит в момент смены полярности напряжения. Ценной особенностью его является то, что напряжение на входе, выходе и всех элементах схемы не превышает номинального (12 В).

Разумеется, если мотор уже оборудован выпрямителем, можно собрать фрагмент схемы, исключив диоды V1...V4 , и подключить его к штатному выпрямителю.

Поскольку регулирующие тиристоры включены параллельно диодам выпрямителя, на малых оборотах двигателя они никак не влияют на величину выходного напряжения. Желательно измерить выходное напряжение в режиме оборотов холостого хода, чтобы выяснить, будет ли оно вносить дополнительную погрешность на конкретном экземпляре мотора. Если напряжение будет не менее 10 вольт, то дополнительной погрешности можно не опасаться. В противном случае появится погрешность, не превышающая, впрочем 20%. То есть, самое худшее, что может случиться - это при показаниях тахометра 800 реальное значение составит 1000 об/мин. Поскольку основное назначение тахометра - контролировать максимальные обороты с целью не допустить их превышения, такой мелочью можно пренебречь.

Подключение тахометра ТХ-193 к двухцилиндровым двигателям с двухканальными системами зажигания сложнее. К этой категории моторов относятся все отечественные двухцилиндровые моторы прежних лет выпуска с контактными системами зажигания ("Прибой", "Ветерки", "Москва" разных марок, "Вихри", "Нептуны", "Привет"), "Ветерки" с электронным зажиганием, "Вихри" с ЭСЗ МБ-2, зарубежные старые Б/У моторы и некоторые ещё выпускающиеся зарубежные моторы, созданные в 70-х годах. В таких системах искрообразование в цилиндрах происходит поочерёдно, и в каждом канале генерируется один импульс зажигания за один оборот коленвала. Поэтому при присоединении входа тахометра ТХ-193 к одой из катушек зажигания такого мотора он будет занижать показания ровно вдвое. Таким образом, кроме необходимости обеспечить питание стабильным напряжением (о чем говорилось выше) нужно обеспечить подачу на вход тахометра импульсов от обоих цилиндров.

Если бы тахометр имел легкоразборную конструкцию, то проще всего было бы сдублировать входные цепи, как показано на рисунке. При этом пришлось бы просверлить в задней стенке отверстие и вывести дополнительный вход на винт или просто проводом наружу.

Однако добраться до "внутренностей" прибора достаточно непросто. Чтобы извлечь из корпуса схему, необходимо развальцевать металлический ободок 16 , снять стрелку с оси, снять шкалу. Если решиться на такую процедуру разборки, то следует просто навесным монтажом добавить в схему несколько дополнительных деталей.

Рис. 7. Схема объединения входов
Если же разбирать прибор нежелательно, следует собрать внешнюю объединительную схему. Однако, следует заметить, что эта схема не опробована в работе, а поскольку точные параметры импульсов искрообразования в каждом конкретном случае неизвестны, то нет абсолютной гарантии её работоспособности. Поэтому следует для наладки схемы на моторе позаимствовать образцовый тахометр, специально рассчитаный на применение с таким типом моторов (механический тахометр, прибор ТС-1, ИЛМ-1 и др.), с помощью которого контролировать показания налаживаемого ТХ-193. Если обнаружится, что в диапазоне малых оборотов показания ТХ-193 становятся равными нулю или резко занижены по сравнению с образцовым прибором, следует увеличить емкость конденсаторов С1 и С2 до уравнивания показаний приборов. Если подбором конденсаторов достичь результата не удаётся, следует уменьшать сопротивление резисторов R1, R2, помня, однако, что при чрезмерно низком их сопротивлении может нарушиться искрообразование.

Подключение тахометра ТХ-193 к трёхцилиндровым моторам полностью аналогично подключению к двухцилиндровым моторам с двухканальной системой зажигания. Дело в том, что системы зажигания трёхцилиндровых моторов всегда трёхканальные, независимо от того, контактные они или электронные. В каждом канале образуется один импульс искрообразования за один оборот коленвала. Таким образом, следует подать на вход прибора импульсы с двух катушек зажигания из трёх. При этом интервалы между импульсами будут неравномерные, что, однако, вполне допустимо в диапазоне частот вращения лодочных моторов и никак не сказывается на точности измерения.

Нет особых проблем и с подключением тахометра к четырёх и шестицилиндровым моторам. Однако, человеку, купившему столь дорогой зарубежный мотор, лучше упростить себе задачу и найти ещё немного денег на покупку специального прибора, рассчитанного именно на такой мотор.

Наибольшие же сложности подстерегают владельцев одноцилиндровых моторов. Их системы зажигания генерируют только один импульс за оборот коленвала, и второй взять просто неоткуда. Единственная возможность в таком случае избежать занижения показаний вдвое - это извлечь схему из корпуса ТХ-193 и попробовать увеличить чувствительность прибора регулировкой подстроечного резистора R7 . Но пределов регулировки может и не хватить, поэтому лучше увеличить примерно вдвое ёмкость конденсатора С5 , после чего подстроить резистор R7 , сравнивая показания с показаниями образцового тахометра. Примечание

После написания этой статьи несколько владельцев "Вихрей-30" с магдино МБ-22 опробовали прибор ТХ-193 со своими моторами. К сожалению, импульсы зажигания, выдаваемые этим магдино, оказались слабыми и не обепечивали нормальной работы тахометра. Возможной причиной этого может быть слабое поле магнитов, шунтируемых стальным маховиком "Вихря". Для обеспечения работоспособности прибора пришлось вскрывать корпус прибора и увеличивать сопротивление резистора R2 входного делителя до 6.8 ком. После этого тахометр нормально работал во всём диапазоне оборотов мотора. Возможно, что при подключении ТХ-193 к моторам других марок, имеющих алюминиевые маховики, доработки прибора и не потребуется. Убедительная просьба владельцам других моторов, подключивших ТХ-193, присылать свои отзывы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама