THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

(ISO 15241:2012, ЮТ)

ISO 15241 - 2014

Издание официальное

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью «Инжиниринговый центр ЕПК» (ООО «ИЦ ЕПК») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 307 «Подшипники качения»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 29 августа 2014 г. № 69 - П)

4 Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 сентября 2014 г. № 1009-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 15241-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2016 года.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 15241:2012 Rolling bearings -Symbols for physical quantities (Подшипники качения. Обозначения физических величин).

Международный стандарт ISO 15241 разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 4 «Подшипники качения» Международной организации по стандартизации (ISO).

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ. 2015

8 Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Подшипники качения ОБОЗНАЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Rolling bearings Symbols for physical quantities

Дата введения - 2016-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает обозначения физических величин (размеров, отклонений размеров, точности, грузоподъемности, ресурса и т. д.) в области подшипников качения. Эти обозначения предназначены для применения в стандартах и в нормативно-технической документации на подшипники качения, а также они могут быть применены в других печатных материалах, таких как справочники, чертежи, справочные издания.

2 Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

ISO 281:2007 Rolling bearings - Dynamic load ratings and rating life (Подшипники качения. Динамическая грузоподъемность и номинальный ресурс)

ISO 1132-1:2000 Rolling bearings - Tolerances - Part 1: Terms and definitions (Подшипники качения. Допуски. Часть 1. Термины и определения)

ISO 5593:1997 Rolling bearings - Vocabulary (Подшипники качения. Словарь)

ISO 80000-1:2009 Quantities and unit - Part 1: General (Величины и единицы измерения. Часть 1. Основные положения)

ISO 80000-2:2009 Quantities and units - Part 2: Mathematical signs and symbols to be used in the natural sciences and technology (Величины и единицы измерения. Часть 2. Математические знаки и обозначения, используемые в естествознании и технике)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ISO 281, ISO 1132-1 и ISO 5593.

4 Обозначения физических величин

4.1 Принципы системы обозначений

В настоящем стандарте применены указанные ниже основные правила.

Издание официальное

Система обозначений в основном соответствует правилам ISO 80000-1 и ISO 80000-2 1 2 . Обозначения физических величин, используемых в области подшипников качения, задаются как для величин в физике. Таким образом, также включены обозначения безразмерных величин, таких как коэффициенты, множители и константы. Также включены и математические переменные, например вероятность (п).

Не следует применять подстрочные индексы для подстрочных индексов. Например, подстрочные буквенные знаки «dmp» из обозначения должны быть напечатаны на одном уровне одним

размером шрифта. Форму I


Другие подстрочные индексы, прямой шрифт



Не следует применять надстрочные индексы

Подстрочный индекс, представляющий величину, курсив

Рисунок 1 - Принцип построения обозначения

4.2 Построение обозначения

Физические величины должны быть обозначены либо основным обозначением, которое является отдельной буквой латинского или греческого алфавита, либо основным обозначением с подстрочным индексом, состоящим из одной или нескольких букв латинского или греческого алфавита или арабских цифр Точку в конце обозначения не ставят.

4.3 Основные обозначения

Основные обозначения представляют физические величины. Иногда одно основное обозначение может представлять различные физические величины. Основные обозначения приведены в таблице 1.

4.4 Подстрочные индексы

Подстрочные индексы, добавленные к основному обозначению, модифицируют основную физическую величину в отношении свойств, особенностей, нумерации и т.д. Используемые подстрочные индексы приведены в таблице 2. Подстрочные индексы, представляющие физические величины, печатаются так же. как и основные обозначения (например Усь 1 . Д~.).

4.5 Стили печати обозначений

Основные обозначения печатают курсивом (наклонно). Подстрочные индексы, представляющие физические величины, печатают курсивом. Цифровые подстрочные знаки и другие обозначения, печатают прямым шрифтом, например е (относится к наружному кольцу), г (означает радиальный), d (относится к отверстию). Все знаки подстрочных индексов должны быть одного размера шрифта.

Примеры" 1

1 В обозначении Vam P (непостоянство среднего диаметра отверстия), подстрочный индекс «d» означает «диаметр отверстия» и печатается курсивом. Подстрочный индекс «т». означающий «средний», и подстрочный индекс «р», означающий «в единичной плоскости», печатаются прямым шрифтом. Все знаки подстрочных индексов выполнены шрифтом одного размера.

2 В обозначении S a (перпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия), подстрочный индекс «б» означает «относительно поверхности отверстия» и напечатан прямым шрифтом.

5 Классификация обозначений физических величин

В таблицах 3-10 приведены обозначения, относящиеся к следующим группам физических величин:

Размеры и геометрические характеристики подшипников и колец (таблица 3);

Размеры и отклонения подшипников и колец (таблица 4);

Точность вращения подшипников и колец (таблица 5);

Геометрические характеристики и отклонения подузлов (таблица 6);

Размеры и отклонения тел качения (таблица 7);

Геометрические характеристики валов и корпусов (таблица 8):

Нагрузки на подшипник и грузоподъемность (таблица 9);

Ресурс подшипника (таблица 10).

6 Определения физических величин

Определения физических величин соответствуют ISO 5593 и ISO 1132-1. В некоторых случаях определения физических величин соответствуют другим стандартам, относящимся к подшипникам качения.

7 Использование квадратных скобок

Две тесно связанные физические величины и их описания в таблицах 3-10 сгруппированы в одну статью, если эти физические величины определены одним текстом, за исключением нескольких слов. Слова, которые должны заменять те. что им предшествуют, дпя получения другого смысла, помещены в квадратные скобки, т е. «()».

8 Обозначения и описания физических величин

Обозначения и описания физических величин, используемых в области подшипников качения, приведены в таблицах 1-10.

Таблица 1 - Основные обозначения

Показатель

Основное

обозначение

Физическая величина

ширина корпуса

высота тугого кольца

ширина наружного кольца

высота свободного кольца

наружный диаметр

Геометрическая характеристика

диаметр элемента наружного или свободного кольца, за исключением диаметра дорожки качения

диаметр элемента посадочного места подшипника

диаметр отверстия

диаметр элемента внутреннего или тугого кольца, за исключением диаметра дорожки качения

диаметр дорожки качения наружного кольца

диаметр дорожки качения внутреннего кольца

обозначение резьбы

эксцентриситет

высота центра корпуса

межцентровое расстояние отверстий под болты

длина корпуса или ролика

Показатель

Основное обозначение

Физическая величина

Геометрическая харак-теристика

длина резьбы

геометрические характеристики отверстия под болт

координата, радиус фаски

радиус (желоба)

толщина (кольца упорного подшипника)

ширина (в сборе)

Отклонение, точность ера-щения

радиальное биение

разностенность

осевое биение

разностенность (упорный подшипник)

непостоянство

отклонение от номинального значения

грузоподъемность

внутренний зазор

число рядов тел качения

число тел качения в ряду

угол контакта или угол уклона

Таблица 2 - Подстрочные индексы

Показатель

Подстрочный

Описание

эффективный

среднее арифметическое

верхний предел

Основной

нижний предел

плоскость, в которой проводится измерение

единичный или действительный

статический (ноль)

Направле-

радиальное

буквенный идентификатор, когда применяется более одного диаметра к плотно сопряженным деталям (например, вал. корпус, прокладка. втулка)

сепаратор

Деталь, элемент или особен-

по наружной поверхности

по поверхности отверстия

наружное или свободное кольцо

внутреннее или тугое кольцо

тело качения

числовой идентификатор, когда применяется более одного диаметра. одной ширины или высоты преимущественно к сопряженным деталям (например, свободное самоустанавливающееся кольцо, сферическое подкладное кольцо, стопорное пружинное кольцо, приставной бортик)

скорректированный

время, часы

модифицированный

вероятность отказа, соответствующая (100 - п) % надежности

Примечание - Относительно подстрочных индексов см 4 4

Таблица 3 - Размеры и геометрические характеристики подшипников и колец

Обозначение

Физическая величина

Пункт в ISO 5593

высота центра сферической поверхности

расстояние, определяющее положение центра нагрузки подшипника

ширина подшипника

ширина внутреннего кольца

высота тугого кольца

осевые измерения внутреннего [тугого] кольца

осевые измерения деталей, преимущественно сопряженных с внутренним [тугим] кольцом

ширина канавки стопорного пружинного кольца

ширина наружного кольца

высота свободного кольца

ширина упорного борта наружного кольца

осевые измерения наружного [свободного] кольца

осевые измерения деталей, преимущественно сопряженных с наружным [свободным] кольцом

наружный диаметр подшипника

наружный диаметр наружного [свободного] кольца

наружный диаметр упорного кольца

наружный диаметр упорного борта наружного кольца

диаметр элемента наружного [свободного] кольца (за исключением диаметра дорожки качения)

диаметр отверстия подшипника

диаметр отверстия внутреннего [тугого] кольца

диаметр отверстия упорного кольца

номинальный диаметр резьбы (наружной и внутренней)

do 1.

диаметр детали, преимущественно сопряженной с резьбой

диаметр элемента внутреннего [тугого] кольца (за исключением диаметра дорожки качения)

наружный диаметр комплекта шариков

наружный диаметр комплекта роликов

высота сечения пружинного кольца

диаметр отверстия комплекта шариков

диаметр отверстия комплекта роликов

толщина пружинного кольца

обозначение резьбы

число рядов тел качения

длина резьбы

осевое измерение, связанное с резьбой

координата фаски

радиус желоба наружного [свободного] кольца

радиус желоба внутреннего [тугого] кольца

координата фаски

толщина упорного кольца

ширина подшипника (в сборе)

монтажная высота подшипника

* Обозначение резьбы включает обозначение формы резьбы, номинальный диаметр и, если необходимо, шаг резьбы, например М16 х1.5.

Таблица 4 - Размеры и отклонения подшипников и колец

Обозначение

Физическая величина

номинальная ширина подшипника

номинальная ширина внутреннего кольца

номинальная высота тугого кольца

средняя ширина внутреннего кольца

средняя высота тугого кольца

единичная ширина внутреннего кольца

единичная высота тугого кольца

номинальная ширина подшипника

номинальная ширина наружного кольца

номинальная ширина свободного кольца

средняя ширина наружного кольца

средняя ширина свободного кольца

единичная ширина наружного кольца

единичная ширина свободного кольца

номинальная ширина упорного борта наружного копьца

единичная ширина упорного борта наружного кольца

номинальный наружный диаметр

средний наружный диаметр

средний наружный диаметр в единичной плоскости

единичный наружный диаметр

единичный наружный диаметр в единичной плоскости

номинальный диаметр отверстия

средний диаметр отверстия

средний диаметр отверстия в единичной плоскости

единичный диаметр отверстия

единичный диаметр отверстия в единичной плоскости

осевой внутренний зазор

радиальный внутренний зазор

номинальная координата фаски

единичная координата фаски

радиальная единичная координата фаски

осевая единичная координата фаски

наибольшая единичная координата фаски

наименьшая единичная координата фаски

толицина упорного кольца

номинальная (монтажная) ширина подшипника

номинальная высота подшипника

действительная (монтажная) ширина подшипника

действительная высота подшипника

непостоянство ширины внутреннего кольца

непостоянство высоты тугого кольца

непостоянство ширины наружного кольца

непостоянство высоты свободного кольца

Обозначение

Физическая величина

непостоянство ширины упорного борта наружного кольца

непостоянство среднего наружного диаметра

непостоянство наружного диаметра

непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости

непостоянство среднего диаметра отверстия

непостоянство диаметра отверстия

непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости

номинальный угол контакта

угол уклона (половина угла конуса) отверстия внутреннего кольца

отклонение единичной ширины внутреннего кольца

отклонение единичной высоты тугого кольца

отклонение единичной ширины наружного кольца

отклонение единичной высоты свободного кольца

отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца

отклонение среднего наружного диаметра

отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости

отклонение единичного наружного диаметра

отклонение единичного наружного диаметра упорного борта наружного кольца

отклонение среднего диаметра отверстия

отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости

отклонение единичного диаметра отверстия

отклонение действительной (монтажной) ширины подшипника

отклонение действительной высоты подшипника

Таблица 5 - Точность вращения подшипников и колец

Обозначение

Физическая величина

разностенность дорожки качения наружного кольца относительно наружной поверхности

радиальное биение наружного кольца подшипника в сбо-_22_

разностенность дорожки качения внутреннего кольца относительно отверстия

радиальное биение внутреннего кольца подшипника в сборе

асинхронное радиальное биение внутреннего кольца подшипника в сборе’

перпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно торца

перпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта

перпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия

перпендикулярность отверстия внутреннего кольца относительно торца

Те же правила системы обозначений действуют в ГОСТ 8 417-2002. который рекомендуется применять вместо ISO 80000-1 и ISO 80000-2

В этих примерах (в связи с целесообразностью иллюстрации шрифтов) не использован полужирный курсив, которым обычно выделяют примеры 2

серии диаметров имеют значения: 8,9,0,1,7,2,3,4, (указаны в порядке увеличения наружного размера диаметра подшипника, в то время как внутренний диаметр остаётся неизменным)

4. диаметр отверстия

Последние 2 цифры указывают код размера подшипника, умножив эту цифру на 5 можно получить диаметр отверстия в мм. Но есть исключения:

- Для подшипников с диаметром отверстия менее 10 мм или 500 мм и выше диаметр отверстия обычно указывается в миллиметрах и не кодируется. Обозначение размера отделяется от остального обозначения подшипника косой чертой, например: 618/8 (d = 8 мм) или 511/530 (d = 530 мм). Это также касается стандартных подшипников, соответствующих стандарту ISO 15:1998 и имеющих диаметр отверстия 22, 28 или 32 мм, например: 62/22 (d = 22 мм).

Подшипники с диаметром отверстия 10, 12, 15 и 17 мм, имеют следующие коды размера:
00 = 10 мм
01 = 12 мм
02 = 15 мм
03 = 17 мм

Диаметры отверстия, имеющие отклонения от стандартного, никогда не кодируются и указываются в миллиметрах до трех десятичных разрядов. Такое обозначение диаметра отверстия входит в состав основного обозначения и отделяется от него косой чертой, например, 6202/15.875 (d = 15,875 мм = 5/8 дюйма).

Расшифровка префикса

AR
Сепаратор в сборе с шариками или роликами.
GS
Свободное кольцо цилиндрического упорного роликоподшипника.
IR
Внутреннее кольцо радиального подшипника.
K
Комплект упорных цилиндрических роликов с сепаратором

Внутреннее кольцо в сборе с сепаратором и роликами или наружное кольцо конического роликоподшипника дюймовой размерности соответствующего стандарту ABMA (в разобранном состоянии).
L
Отдельное внутреннее или наружное кольцо разборного подшипника.
OR
Наружное кольцо радиального подшипника.
R Комплект внутреннего или наружного кольца с роликами (и сепаратором) разборного подшипника.
W
Радиальный шарикоподшипник из нержавеющей стали
WF
Радиальный шарикоподшипник из нержавеющей стали с упорным бортом на наружном кольце.
WS
Тугое кольцо цилиндрического упорного роликоподшипника.
ZE
Подшипник с функцией SensorMount®.

Расшифровка суффикса (то что справа)

- Внутренняя конструкция

A, B, C, D, E-изменена внутренняя конструкция при неизменных основных размерах.

- Особенности конструкции
AC Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник с углом контакта 25°.
ACD Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник улучшенной конструкции с углом контакта 25°.
ADA Широкие канавки под стопорное кольцо на наружном кольце, разъемное внутреннее кольцо, части которого соединяются удерживающим кольцом.
BE Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник с углом контакта 40° и оптимизированной внутренней конструкцией.
Bxx(x) Буква B в комбинации с двух- или трехзначным числом обозначает вариант стандартной конструкции, который не может быть идентифицирован при помощи общепринятых суффиксов.
CD Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник улучшенной конструкции с углом контакта 15°.
CC Сферический роликоподшипник типа C с улучшенным направлением роликов.
CA, CB, CC Группа осевого зазора одноряд­ных радиально-упорных шарико­подшипников для универсальной парной установки (тандем, О- или X-образной). При О- или X-образном расположении в домонтажном состоянии имеют малый (СА), нормальный (СВ) или увеличенный (СС) осевой зазор.
2F Маслоотражательные кольца с обеих сторон у подшипников типа Y.
2FF Маслоотражательные кольца с ворсистыми уплотнениями с обеих сторон у подшипников типа Y.
G Нормальный осевой зазор у одно­рядных радиально-упорных шарикоподшипников для универ­сальной парной установки (при О-или Х-образной схеме).
GA, GB, GC Группа осевого преднатяга одно­рядных радиально-упорных шарикоподшипников для универсальной парной установки (тандем, О- или X-образной). При О- или X-образном расположении в домонтажном состоянии имеют легкий (GA), средний (GB) или тяжелый (GC) осевой преднатяг.
K Коническое внутреннее отверстие, конусность 1:12.
K30 Коническое внутреннее отверстие, конусность 1:30.
LS Контактное уплотнение типа LS с одной стороны подшипника.
2LS Уплотнения типа LS с двух сторон подшипника.
N Канавка под стопорное кольцо на наружном кольце подшипника.
NR То же, что N, но в комплекте со стопорным кольцом.
N2 Два смещенных на 180° стопорных паза на наружной поверхности на­ружного кольца подшипника.
PP Контактные уплотнения с двух сторон у опорных роликов.
RS Контактное уплотнение из полиуретана или резины с одной стороны у игольчатых роликоподшипников.
RS1 Контактное армированное уплотнение из резины с одной стороны подшипника.
2RS1 Контактные уплотнения типа RS1 с обеих сторон подшипника.
2RS Контактные уплотнения типа RS с обеих сторон игольчатого роликоподшипника.
RZ Контактное армированное уплот­нение из резины с уменьшенным трением с одной стороны подшипника.
2RZ Контактные уплотнения типа RZ с обеих сторон подшипника.
X Габаритные размеры отличаются от стандарта ISO или опорные ролики с цилиндри­ческой наружной поверхностью.
Z Защитная металлическая шайба (бесконтактное уплотнение) с одной стороны подшипника.
2Z Защитные металлические шайбы типа Z с двух сторон подшипника.
ZN Защитная металлическая шайба типа Z с одной стороны и канавка под стопорное кольцо на наружной поверхности с противоположной стороны подшипника.
2ZN Защитные металлические шайбы типа Z с обеих сторон и канавка под стопорное кольцо на наружной поверхности подшипника.
ZNR ZN + стопорное кольцо.
2ZNR 2ZN + стопорное кольцо.
- Сепараторы
F Механически обработанный сепаратор из стали или специального чугуна.
J Штампованный сепаратор из стального листа.
T Механически обработанный сепаратор из текстолита.
L Механически обработанный сепаратор из легкого сплава.
М Механически обработанный сепаратор из латуни.
MP Механически обработанный сепаратор оконного типа из латуни.
Р Литой сепаратор из стеклонаполненного полиамида.
TN Литой сепаратор из пластмассы. TN9 - литой сепаратор из стеклонаполненного полиамида.
Y Штампованный сепаратор из листовой латуни.
А Центрирование по наружному кольцу.
В Центрирование по внутреннему кольцу.
нет Центрирование по телам качения.
V Бессепараторный подшипник.
VH Неразборный бессепараторный подшипник.
- Класс точности
CLN Соответствует классу точности 6Х по ISO для метрических кони­ческих роликоподшипников
(более жесткий допуск ширины).
CLO Соответствует классу точности О по ISO для дюймовых конических роликоподшипников.
CL3 Соответствует классу точности 3 по ISO для дюймовых конических роликоподшипников.
CL7A Стандартный класс точности кони­ческих роликоподшипников, ис­пользуемых в опорах валов-шес­терен.
CL7C Специальный класс точности кони­ческих роликоподшипников, используемых в опорах валов-шестерен.
Р6 Точность размеров и биения соот­ветствуют 6 классу точности по ISO.
Р5 Точность размеров и биения соответствуют 5 классу точности по ISO (точнее Р6).
Р4 Точность размеров и биения соответствуют 4 классу точности по ISO (точнее Р5).
Р4А Точность размеров соответст­вует 4 классу точности по ISO, биения - классу точности ABEC 9 согласно стандарта AFBMA.
РА9А Точность размеров и радиальное биения соответствуют классу точности ABEC 9 согласно стандарта AFBMA.
РА9В Точность размеров соответствует классу точности АВЕС 9 согласно стандарта AFBMA, биения мень­ше, чем у подшипников класса точности РА9А.
SP Точность размеров примерно соответствует классу точности Р5, биения - классу точности Р4.
UP Точность размеров примерно соответствует классу точности Р4, биения меньше, чем у под­шипников класса точности Р4.
- Внутренний зазор
С1 Внутренний зазор в подшипнике меньше, чем С2.
С2 Внутренний зазор в подшипнике меньше нормального.
нет Нормальный внутренний зазор
СЗ Внутренний зазор в подшипнике больше нормального.
С4 Внутренний зазор в подшипнике больше, чем СЗ.
С5 Внутренний зазор в подшипнике больше, чем С4.
При комбинации с суффиксами, обозначающими класс точности, буква С опускается. Пример: Р5+С3 = Р53.
- Вибрации
QE5 Специальное качество подшипников для электродвигателей; точность размеров и биений соответствуют классу точности Р6, малый уровень вибрации.
QE6 Стандартное качество подшипников для электродвигателей.
Q05 Особо низкий уровень пиков вибраций.
Q06 Уровень пиков вибраций меньше, чем нормальный.
Q5 Особо низкий уровень вибраций (замена исполнения С7).
Q6 Уровень вибраций меньше, чем нор­мальный (замена исполнения С6).
- Рабочая температура (термическая стабилизация)

S0 - до 150°С

S1 - до 200°C

S2 - до 250°C

S3 - до 300°C

S4 - до 350°C

- Повторное смазывание
W Без кольцевой канавки и смазочных отверстий в наружном кольце.
W20 Три отверстия для смазывания в наружном кольце подшипника.
W26 Шесть отверстий для смазывания во внутреннем кольце подшипника.
W33 Кольцевая канавка и три отвер­стия для смазывания в наружном кольце подшипника.
W33X Кольцевая канавка и шесть отверстий для смазывания в наружном кольце подшипника.
W513 Шесть смазочных отверстий во внутреннем кольце, кольцевая канавка и три смазочных отверстия в наружном кольце.
W518 Шесть смазочных отверстий во внутреннем кольце и три - в наружном.
W77 Смазочные отверстия W33 с заглушками.
AS Игольчатый роликоподшипник с отверстиями для подачи смазки на наружном кольце. Цифра, идущая после букв AS указывает на количество отверстий.
ASR Игольчатый роликоподшипник с кольцевой проточкой и отверстиями для подачи смазки на наружном кольце. Цифра, идущая после букв ASR указывает на количество отверстий.
IS Игольчатый роликоподшипник с отверстиями для смазки на наружном кольце. Цифры, следующие за IS, обозначают количество отверстий.
ISR Игольчатый роликоподшипник с кольцевой канавкой и отверстиями для смазки на наружном кольце. Цифры, следующие за ISR, обозначают количество отверстий.
- Смазки

G __ __ - подшипник, заполненный пластичной смазкой. Вторая буква обозначает интервал рабочих температур смазки, а третья буква - используемую пластичную смазку.

Вторая буква имеет следующие значения:

E антизадирная пластичная смазка,
F смазка, совместимая с пищевыми продуктами,
H, J высокотемпературная пластичная смазка, от –20 до +130 °C,
L низкотемпературная пластичная смазка, от –50 до +80 °C,
M среднетемпературная пластичная смазка, от –30 до +110 °C,
W, X пластичная смазка для широкого диапазона температур, от –40 до +140 °C.
WT Пластичная смазка для широкого диапазона температур (от –40 до +160 °C).
Цифра после трехбуквенного кода пластичной смазки означает, что степень заполнения отличается от стандартной: цифры 1, 2 и 3 означают, что она меньше стандартной, цифры 4 -9 - больше стандартной.

Другие возможные обозначения смазки:

VT143 Антизадирная пластичная смазка с литиевым затвердителем консистенции 2 по шкале NLGI для температур от -20 до +110°С (нормальная степень заполнения).
VT378 Пластичная смазка с алюминиевым затвердителем консистенции 2 по шкале NLGI для температур от -25 до +120°С (нормальная степень заполнения).
GJN Пластичная смазка с полиуретановым затвердителем консистенции 2 по шкале NGLI для температур от - 30 до + 150°С
GХN Пластичная смазка с полиуретановым затвердителем консистенции 2 по шкале NGLI для температур от - 40 до + 150°С
- Подшипники специального назначения

V _ _ _ _ (_) - комбинация из буквы V и второй буквы обозначает группу признаков, а следующее за ними трех- или четырехзначное число обозначает варианты, на которые не распространяются стандартные суффиксы обозначения.

VA Исполнение для конкретной области применения.
VB Отклонения основных размеров.
VE Отклонения внешних или внутренних параметров
VL Покрытия.
VQ Отличные от стандартных качество и допуски.
VS Зазор и преднатяг
VT Смазывание. См. выше VT143 и VT378
VU Различные дополнительные признаки.

В современном мире насчитывается более 1000 производителей подшипников. Поскольку они являются промышленным изделием, то их обозначение и классификация стандартизированы в международной системе ISO.

В то же время, многие российские производители используют систему стандартов ГОСТ, отличающейся по методу классификации подшипников от международного стандарта ISO.

В практике нашей работы мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда технологи предприятий переходят с российских подшипников на импортные. Или на российские, но более современные, стандартизированные по ISO. Как правило, это происходит при желании увеличить межремонтный ресурс оборудования или сократить риски неожиданного выхода из строя станков и агрегатов.

Соответственно, при подборе подшипников под замену встает вопрос: как определить тип подшипника в другой системе стандартизации.

В помощь специалистам отделов закупок и технологам предприятий мы составили сравнительную таблицу стандартов подшипников (715 kB. PDF). Вы можете скачать ее для самостоятельного использования в вашей практической деятельности.

Пример

Совсем недавно один из наших клиентов, крупная отраслевая компания, занимающаяся производством изделий из кожи, приняла решение увеличить межремонтный период обслуживания парка оборудования.

В частности, на производстве клиента используются станки АСГ-12, еще советского производства. Как говорят инженеры: «Станок вечный, только запчасти меняй».

До последнего момента межремонтный период этих станков составлял полгода. Чаще всего требовалась замена подшипников в приводах механизмов заточки, так как это высоконагруженные узлы. Было принято решение перейти с отечественных подшипников на импортные, с более высоким ресурсом. При подборе потребовалось определить ISO-обозначение этого типа подшипников, так как в спецификации станка все детали были указаны в стандарте ГОСТ.

В результате, как альтернатива, были выбраны подшипники немецкого производителя LFD из средней ценовой группы. Они имеют маркировку 32314А по ISO и являются аналогом российских подшипников с маркировкой по ГОСТу 7614.

Благодаря смене производителя подшипников межремонтный период удалось увеличить с полугода до 12 месяцев. При этом разница в цене между ранее использовавшимися отечественными подшипниками и подшипниками LFD составила 30%.

Традиция FKL в области промышленности длится уже более четырех десятилетий, в течение которых FKL разработана система приемки и выбора работников, гарантирующих высококачественную работу на всех стадиях обработки металла. Кроме этого, последовательно соблюдается одна из основных систем качества - ISO 9001, которая благодаря контролю эффективности работы позволяет идентификацию всех видов продукции.
Совершенствование и развитие профессиональных и творческих способностей работников является постоянной практикой FKL. Особенно стимулируется творческая работа всех видов деятельности. Все эти элементы заботы о кадрах вычисляются по сравнению с правилами высокого стандарта, обеспечивающими высококачественную продукцию. Результаты систематической заботы о рабочих характеристиках работников видны благодаря большому количеству самостоятельных и постоянных инноваций продукции на всех стадиях производства. Профессиональные и творческие управленческие, инженерные и экспертные кадры обеспечивают гибкость производства, что является главной характеристикой FKL в области производственной системы. Любые производственные операции сразу регистрируются, и в соответствии с правилами оцениваются и стимулируются.
Все перечисленное является основанием, обеспечивающим высокое качество текущей продукции, а также фундаменты, на которых ежегодно создаются десятки новых высококачественных продуктов, как ответ на требования покупателей и рынка.

СТАНДАРТ ISO 9001 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

Введение

Подшипники качения в качестве машинных элементов для передачи движения, являются продукцией с большой степенью обработки. Эксплуатационные качества этих подшипников зависят от качества обработки элементов подшипника, точности изготовления и качества применяемых материалов. Наблюдая за развитием науки и техники, соблюдая жесткие требования пользователей наших подшипников, FKL на всех стадиях процесса изготовления обеспечивает требуемый уровень качества, от входа сырья, до поставки готовой продукции. Благодаря сертификации системы качества по требованиям стандарта ISO 9001:1996, 2000 г.г., и повторной сертификации по ISO 9001:2000, 2003 г.г., FKL обеспечил постоянное качество процесса обеспечения высокого качества продукции.

Материалы для подшипников FKL

Кольца подшипников и роликовые элементы изготавливаются из специальной стали (100 Cr6 по DIN) известных мировых производителей - Thyssenkrupp , Valti, произведенной методом вакуумного литья. Термическая обработка колец обеспечивает стабильность размеров до 150 °C. Обоймы для нормальной рабочей температуры (-30 до +120°C) изготовлены из пластмассы (ULTRAMID A4H, полиамид 6.6). Пластиковые обоймы для высоких температур изготавливаются из специального пластика (PA 46-GF 25 STANYL). Положительные эффекты полиамида, упругость и небольшой вес проявляются при ударной нагрузке подшипника, больших наращивания и уменьшения скорости. Обоймы из полиамида отличаются очень хорошими свойствами скольжения и спокойной работой. Штампованные обоймы изготавливаются из стального листа. Некоторые массивные обоймы изготавливаются из латуни. Уплотнения изготовлены из резины (PERBUNAN, BUNA M) залитой на защитном листе. Уплотнения предназначены для работы при температурах -40 до +100°C. В течение небольшого периода времени, они подходят и для работы до 120 o C. Для более высоких температур изготавливаются уплотнения из специальной смеси (SYNTETIC "VITEN"). Защитные кольца изготавливаются из стального листа. Корпуса подшипников типа Y изготовлены из серого чугуна прочностью 200 HB, либо из холоднокатаного стального листа. Для нормальных рабочих температур (-30 до +120°C) применяется литиевый жир, консистенции 2, вязкостью при 40°C - 90 мм 2 /с. Для более высоких температур (150°C) применяется специальный жир (L 55/2 KLÜBER).
Для производства подшипников качения FKL использует высококачественные материалы и роликовые элементы наиболее известных мировых производителей. Вопреки качеству материалов, документированному поставщиками, FKL в ходе приемного контроля проводит испытание поставленных материалов на соответствие своим внутренним стандартам, при помощи современного оборудования, в собственных лабораториях.
Все отчеты архивируются в файлах входного контроля в рамках Интегральной информационной системы FKL.

Контроль и испытания в ходе производства

С учетом жестких требований, касающихся изготовления элементов и окончательной обработки продукции с целью сохранения стабильности и согласования работы, в ходе производства применяется статистический контроль процесса (SPC) всех важнейших операций. Контроль параметров выполняется при помощи современного измерительного оборудования и средств. С целью обеспечения постоянных условий в ходе механической обработки деталей (точение, шлифование, окончательная сборка), машины связаны с центральной системой для охлаждающей жидкости, в которой обеспечивается и контролируется постоянный состав жидкости (чистота, вязкость, температура и вид жидкости).

Контролирование оборудования для измерения и испытания

Чтобы обеспечить высокий уровень стабильности и надежности измерений, контроль оборудование для измерения и испытания проводится как в собственной лаборатории, так и в уполномоченных лабораториях. Учет контроля ведется в отделах обеспечения качества.

Упаковка и складирование

Сохранение качества подшипника во время поставки и складирования обеспечивается необходимой упаковкой и защитой. В соответствии с требованиями покупателя разработана тара для индивидуальной упаковки продукции, а также упаковки для срочной установки в ходе серийного монтажа. Использованные защитные средства обеспечивают стабильность качества продукции не менее чем в течении трех лет в условиях правильного хранения.

Сервисное обслуживание и техническая поддержка

FKL обеспечивает сервисное обслуживание и техническую поддержку пользователей подшипников, а именно:

  • рекомендации об установке подшипников, месте установки, способе обслуживания и смазки, и способе эксплуатации
  • переработку и доработку подшипников в соответствии с потребностями и требованиям пользователей
  • проверку качества подшипника по всем элементам
  • исследование
  • причины дефекта подшипника, или аварии, причиной которой является использование подшипников плохого качества

СТАНДАРТ ISO 14001 - ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Применение стандарта ISO 14001 придает новое качество деятельности FKL. В первых, увеличивается конкурентоспособность нашей продукции, поскольку таким образом обеспечивается продажа этих подшипников на рынках развитых промышленных стран. Во-вторых, более рациональное использование всех видов природных ресурсов, сырья, сырьевых материалов и энергоносителей, уменьшает расходы, связанные с ведением деятельности, и повышает производственную и трудовую культуру всех работников.В-третьих, репутацию и престиж FKL в гражданской общественности и экспертном сообществе повысило соблюдение всех законов об охране окружающей среды.
Эти стандарты придали политике развития FKL новый элемент: целью разработки новой продукции и технологий, кроме увеличения производительности и конкурентоспособности, является и максимальное уменьшение отрицательного воздействия производственного процесса на окружающую и рабочую среду, а также обеспечение приоритетов экологически приемлемых решений.

В самом общем случае, номер, обозначение и маркировка подшипника – это примерно одно и то же, а именно сочетание цифр (часто еще и букв), идентифицирующее конкретное изделие.

Состоит из базового обозначения и, возможно, одного или нескольких дополнительных:

Базовое обозначение подшипника состоит из сочетания цифр (иногда и букв), в которых закодированы его основные параметры:

  • размер
Дополнительное обозначение подшипника, также из букв и цифр, может указывать на:
  • исполнение
  • особенности конструкции
  • особые материалы
  • отдельные детали изделия
Только базовое обозначение без дополнительного обычно имеет базовое исполнение подшипника, например, открытый подшипник – радиальный шариковый однорядный (6), серия диаметра 2, серия ширины 0, код размера 7 (диаметр отверстия 7*5 = 35 мм).

Дополнительные обозначения до базового – это префикс, после базового – суффикс. Если доп. обозначений подшипника несколько, они располагаются в определенном порядке. Например, подшипник E2.6207-2Z/C3 – E2 энергосберегающий, 6207 – см выше, 2Z – защитные шайбы с двух сторон, C3 – увеличенный внутренний зазор.

Обозначение стандартных подшипников соответствует стандартам на размеры, таким как ISO 15, может быть расшифровано и использовано для заказа такого же или аналогичного изделия.

Обозначение специальных подшипников, разработанных по индивидуальным требованиям, не всегда может быть распознано. Чтобы купить такой же подшипник, необходимо либо запросить его у производителя, либо найти достоверный аналог, либо самостоятельно изготовить или заказать его по результатам изучения его размеров и характеристик.

Номера подшипников

Обычно так называют цифровую часть обозначения подшипника по ISO или ГОСТ. Номер подшипника стандартного исполнения это, как правило, его базовое обозначение.

Для обозначения подшипников, изготовленных по спецзаказу для определенного клиента такими производителями как SKF, часто используются номера подшипников, в смысле, рабочие номера заводских чертежей. При этом, даже зная номера таких подшипников, купить их практически невозможно, поскольку их продажа запрещена по контракту между производителями оборудования и подшипника.

Зная только номер подшипника, не всегда можно заказать такой же, потому что он не является полным обозначением, так же как и маркировка.

Маркировка подшипников

Маркировка подшипников качения или скольжения наносится на его кольцах или уплотнениях лазером, химическим травлением или любым другим способом. В маркировке содержится обозначение подшипника (полностью или частично), бренд и страна происхождения.

Полное обозначение подшипника иногда не помещается целиком в маркировке на самом изделии, но оно всегда есть на его упаковке и в сопроводительных документах. И, к сожалению, восстановить по маркировке подшипника полное обозначение получается не всегда.

Купить подшипник по обозначению

Чтобы купить подшипник по обозначению в БЕРГ АБ, сообщите нам в письме на адрес точное обозначение подшипника и свои контактные данные. После обработки запроса с вами свяжется наш технический менеджер.

Расшифровки обозначений подшипников – префикс, код, суффикс

Основные префиксы подшипников
E2 - Энергосберегающий подшипник
W - Радиальный шарикоподшипник из нержавеющей стали

Коды подшипников качения
0 - двухрядные радиально-упорные шариковые
1 - самоустанавливающиеся шариковые
2 - сферические роликовые, в т.ч. упорные
3 - конические роликоподшипники
4 - двухрядные радиальные шариковые
5 - упорные шариковые
6 - однорядные радиальные шариковые
7 - однорядные радиально-упорные шариковые
8 - цилиндрические упорные роликоподшипники
C - тороидальные роликоподшипники CARB
N - цилиндрические роликоподшипники
QJ - шариковые с четырехточечным контактом
T - конические роликоподшипники по ISO 355

Основные суффиксы подшипников
A, B, C, D или E - измененная внутренняя конструкция при стандартных основных размерах
AC - Однорядный радиально-упорный шарикоподшипник с углом контакта 25°
CV - Бессепараторный цилиндрический роликоподшипник модифицированной внутренней конструкции
CS - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR), армированное листовой сталью, с одной стороны подшипника
2CS - Контактное уплотнение CS с обеих сторон
C3 - Увеличенный внутренний зазор
F - Центрируемый по телам качения механически обработанный стальной или чугунный сепаратор
FA - Центрируемый по наружному кольцу механически обработанный сепаратор из стали или чугуна
FB - Центрируемый по внутреннему кольцу механически обработанный сепаратор из стали или чугуна
H - Штампованный защелкивающийся стальной сепаратор, закаленный
HA - Подшипник или детали подшипника из цементируемой стали. Цифры после HA означают:

  • 0 подшипник в сборе
  • 1 кольца подшипника – внешнее и внутреннее
  • 2 наружное кольцо
  • 3 внутреннее кольцо
  • 4 оба кольца и тела качения
  • 5 тела качения (шарики или ролики)
  • 6 тела качения и внешнее кольцо
  • 7 тела качения и внутреннее кольцо
HB - Подшипник или его детали с закалкой на бейнит. Цифры после HB - см. HA
HC - Подшипник или его детали из керамики. Цифры после HC - см. HA
HE - Подшипник или его детали из стали вакуумного переплава. Цифры после HE - см. HA.
HM - Подшипник или его детали из стали с закалкой на мартенсит. Цифры после HМ - см. HA
HN - Подшипник или его детали со специальной поверхностной термообработкой. Цифры после HN - см. HA
HT - Высокотемпературная консистентная смазка, -20…+130 °C
HV - Подшипник или его детали из закаливаемой нержавеющей стали. Цифры после HМ - см. HA
J - Штампованный стальной сепаратор, центрируемый по телам качения, незакаленный;
JR - Сепаратор, состоящий из двух склепанных плоских шайб из незакаленной стали
K – Подшипник с коническим отверстием, конусность 1:12
K30 – Подшипник с коническим отверстием, конусность 1:30
LHT - Консистентная смазка для диапазона температур от -40 до +140 °C
LS - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилнитрильного каучука (NBR) или полиуретана (AU), армированное или нет, с одной стороны подшипника
2LS - Контактное уплотнение, с обеих сторон
LT - Низкотемпературная консистентная смазка, -50…+80 °C
L4B - Кольца подшипника или тела качения со специальным покрытием
L5B - Тела качения со специальным покрытием
L5DA – Маркировка подшипника, тела качения которого имеют специальное покрытие NoWear
L7DA - Подшипник, тела качения и дорожка внутреннего кольца которого имеют специальное покрытие NoWear
M - Механически обработанный латунный сепаратор, центрируемый по телам качения;
MA - Центрируемый по наружному кольцу механически обработанный сепаратор из латуни
MB - Центрируемый по внутреннему кольцу механически обработанный сепаратор из латуни кольцу
ML - Центрируемый по внутреннему или наружному кольцу цельный сепаратор оконного типа из латуни,
MP - Центрируемый по внутреннему или наружному кольцу цельный сепаратор из латуни, оконного типа со штампованными или протянутыми карманами
MR - Цельный латунный сепаратор оконного типа, центрируемый по телам качения
MT - Консистентная смазка для средних температур, -30…+110 °C
N - Канавка под стопорное кольцо в наружном кольце
NR - Стопорное кольцо и канавка под него в наружном кольце
N1 - На торце наружного кольца один паз для фиксации
N2 - На торце наружного кольца два паза для фиксации на концах диаметра
P - Центрируемый по телам качения литой полиамидный сепаратор (PA 6,6), стеклонаполненный
P2 - Класс точности подшипника номер 2 ISO
P4 - Класс точности 4 ISO
P5 - Класс точности 5 ISO
Q - Конический роликоподшипник с оптимизированной внутренней геометрией и обработкой поверхности
R - Наружное кольцо с фланцем
RS - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного (NBR) каучука, армированное или нет, с одной стороны подшипника
2RS - Контактное уплотнение RS с обеих сторон
RS1 - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR), армированное, с одной стороны подшипника
2RS1 - Контактное уплотнение RS1 с обеих сторон подшипника
RS2 - Контактное уплотнение из фторкаучука (FPM), армированное, с одной стороны подшипника
2RS2 - Контактное уплотнение RS2 с обеих сторон
RSH - Контактное уплотнение из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR) с одной стороны подшипника, армированное
2RSH - Контактное уплотнение RSH с обеих сторон
RSL - Уплотнение малого трения из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR) с одной стороны подшипника, армированное
2RSL - Уплотнение малого трения RSL с обеих сторон
RZ - Уплотнение малого трения из бутадиен-акрилонитрильного каучука (NBR) с одной стороны подшипника, армированное
2RZ - Уплотнение малого трения RZ с обеих сторон
S0 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +150 °C
S1 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +200 °C
S2 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +250 °C
S3 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +300 °C
S4 - Стабилизация колец подшипника для рабочих температур до +350 °C
T - Центрируемый по телам качения мехобработанный текстолитовый сепаратор
TB - Центрируемый по внутреннему кольцу текстолитовый сепаратор оконного типа
TH - Центрируемый по телам качения защелкивающийся текстолитовый сепаратор
TN - Центрируемый по телам качения литой сепаратор из полиамида
TNH - Центрируемый по телам качения литой сепаратор из полиэфирэфиркетона (PEEK), стеклонаполненный
TNHA - Центрируемый по наружному кольцу литой сепаратор из полиэфирэфиркетона (PEEK), стеклонаполненный
TN9 - Центрируемый по телам качения литой полиамидный сепаратор (PA 6,6), стеклонаполненный
V - Бессепараторный подшипник
VA201, VA208, VA216, VA228 - Подшипник для высоких температур
VA301, VA305 - Подшипник для тяговых двигателей
VA3091 – Обозначение подшипников для тяговых двигателей с электроизоляционным покрытием наружной поверхности наружного кольца
VA405 - Подшипник для вибромашин
VA406 - Подшипник для вибромашин, отверстие которого имеет фторопластовое покрытие
VL0241 - Электроизолирующее покрытие внешней поверхности наружного кольца
VL2071 - Электроизолирующее покрытие внешней поверхности внутреннего кольца
WT - Консистентная смазка для широкого диапазона температур -40…+160 °C
W64 – Маркировка подшипника с антифрикционным наполнителем Solid Oil
X - Основные размеры отличаются от регламентированных стандартом ISO
Y - Штампованный латунный сепаратор, центрируемый по телам качения;
Z - Защитная шайба из листовой стали с одной стороны подшипника
2Z, ZZ - Защитные шайбы из листовой стали с обеих сторон

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама